
Альберт Мардашев — член союза кинематографистов Поволжья
Поделиться
Главный режиссер ННТВ Альберт Мардашев награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Указ подписан президентом России Владимиром Путиным 17 августа. Хороший повод для корреспондента NN.RU встретиться с коллегой и давним знакомым. Поздравить и разузнать, за что дают медали и ордена.
— Я пришел на телевидение в марте 1978 года. В прошлом веке. А привело меня сюда желание творческой работы, рассказывает Альберт Мардашев. — Отдыхал на юге и увидел, как там работал звукорежиссер документального фильма. Он записывал шумы на море. Мне так понравилось, как он творчески подходил к работе — каждый шумочек отдельно писал — прибой, крики чаек. А еще он рассказал, что будет работать над фильмом полгода, а потом полгода будет жить на заработанные деньги, — смеется Альберт.
— Значит, ты за длинным рублем решил пойти?
— Да нет, конечно. Больше привлекало именно творчество. Но сначала я даже не на телевидение хотел идти, мне хотелось стать звукорежиссером, работать в вокально-инструментальных ансамблях. Но там нужно было иметь музыкальное образование, а у меня его не было.
Тогда на телевидении был бешеный конкурс на каждое место — от администратора до режиссера. Но у моего друга была знакомая — родственница Мирославы Абрамовны Свердловой (известная телеведущая, журналист и режиссер Горьковского телевидения. — Прим. ред.). Меня с ней познакомили, и я месяца полтора ходил тут — обивал пороги.
В результате она меня устроила в кинокомплекс администратором. Потом я стал звукооператором и так я попал в кинопроизводство. Долго проработал с Юрием Беспаловым и Владимиром Гладышевым (журналисты и режиссеры, мэтры Горьковского ТВ. — Прим. ред.). И я им очень благодарен. Может быть, тогда я это не осознавал, но они заложили во мне что-то важное.

Учиться мастерству начинал у Юрия Беспалова — мэтра нижегородского телевидения
Поделиться
— Это ведь было время замечательное, снималось очень хорошее документальное кино в Горьком, ты работал с такими мастерами. А как же ты сам пришел в телевизионную режиссуру?
— Ну, я думал, что Советский Союз будет вечен, что я до пенсии буду звукорежиссером и в мир иной уйду из этой профессии. Правда, не оставляла мысль переехать в Москву, даже ездил туда на собеседования на «Мосфильм». Но тогда было сложнее, чем сейчас с жильем, да и зарплаты не те были. В общем, не удалось.
А когда случилась перестройка, и Горьковское телевидение развалилось на две части (ГТРК и ННТВ. — Прим. ред.) нужно было как-то жить… Мне казалось, что я понимал что-то в режиссуре уже, знал, что передвинуть и как склеить.
И надо отдать должное Ольге Носковой, которая тогда возглавила ННТВ. Она видела людей. Она дала мне «зеленый свет». И я постепенно, с мелких пятиминуток, потом сюжетов побольше, программ — начал работу в режиссуре. Что я только не переделал, в каких только программах не участвовал!

Сейчас на монтажном столе — цикл, в котором нижегородские актеры читают стихи
Поделиться
— При том количестве программ и фильмов, которые ты сделал, есть те, которыми можешь особо гордиться, которыми доволен?
— Знаешь, «Нет предела совершенству». И даже когда ты закончил, и программа или фильм вышел в эфир, все равно видишь, что бы надо было сделать по-другому. Я на каждой своей работе учусь. Начиная с нуля каждый проект, черпаю новое у тех людей, с кем начинаю работать.
А самой, наверное, серьезной и любимой работой могу назвать фильм «Братья до крови». Он — об истории татаро-монгольского ига на Руси.
Фильм «Братья до крови» стал лауреатом конкурса «ТЭФИ-Регион» в номинациях «Лучшая просветительская программа» и «Лучшая режиссерская работа»; финалист национальной премии «ТЭФИ» в номинации «Режиссёр документального фильма»; а также победитель национальной премии «Страна»).
Отдельно был снят и промо-фильм о том, как делали эту картину.
Снял режиссер Альберт Мардашев и фильм, в котором рассказывается о трагических событиях, происходивших в послереволюционном Нижнем Новгороде.
— Ты где-то учился профессиональной режиссуре или это личностный рост?
— Это личностный рост, и еще была Школа Владимира Познера. После первого ТЭФИ я получил приглашение пройти там курс обучения.
Честно говоря, когда я туда приехал, думал — ну что нового они мне могут рассказать?! Но уже через неделю понял, как много интересного еще не знал. Особенно по части построения драматургии передач, фильмов.
Одно из важных умений — «куда засунуть мульку» и как продать кино за первые 30 секунд. Потому, что если ты этого не сделал, зритель уйдет.

«Вообще я очень тихий»
Поделиться
— А забавные случаи там были?
— Скорее не забавное вспоминается, а поучительное. На экзаменационной работе я курировал нескольких журналистов со всей России. Они должны были записывать новости и итоговые программы. Нам выделили комнатку, в которой только какая-то тряпочка вместо экрана висела. Никаких декораций.
Оператор начал расспрашивать меня, что бы я хотел видеть в студии для записи разных программ. Я ему рассказал, что бы хотел. А он мне говорит: «Господин режиссер, мы можете 45 минут погулять, поесть. А еще лучше мне коньячка принесите!». Я подумал, что он или издевается, или шутит. Ну, ушел. Через положенное время прихожу — студия! А он мне говорит: «Ваше дело — снимать. А мое дело — выслушать поставленную задачу и сделать это».
Когда дело дошло до следующего журналиста, я его спросил: «Так мне за коньячком?» Но он отказался — журналистов много, можно было не дожить до конца съемок, — смеется Альберт.

Любимое выражение режиссера: «Впереди много еще историй»
Поделиться
— У тебя в команде есть такие профессионалы?
— Есть, например, Володя Иванов, мы с ним очень хорошо работали на фильме «Братья до крови». Да и другие ребята меня понимают, когда я ставлю им задачу.
Что входит в мои обязанности? Для моих подчиненных главное, что я подписываю в конце месяца ведомости на постановочные гонорары. Ну и оформление канала, контроль за работой операторов, звукорежиссеров, монтажеров и режиссеров.

«Коллеги поздравили и заказали мне коньяк. Но праздновать будем, когда получу награду в руки»
Поделиться
— Главный режиссер на телевидении — ключевая фигура. Он может, как дать свободно творить, так и «перекрыть кислород». И относятся к нему сотрудники по-разному. А как к тебе относятся коллеги — можешь сказать?
— Не могу сказать, — смеется Альберт Мардашев. — В глаза все говорят: «Респект и уважуха!»… А что на самом деле произносится, когда я поворачиваюсь к ним спиной, не знаю. Бывает, я голос повышаю, но по делу. Так-то я тихий. Но дружба и работа, как говорит Владимир Владимирович: «Мухи отдельно, котлеты — отдельно».

«Я до сих пор на каждый фильм рисую раскадровки. Молодые режиссеры это практически не делают»
Поделиться
— И о награде — твои ощущения от этой новости?
— Сначала, конечно, было волнение. Награда высокая, надо же теперь ей соответствать. Спрос, как мне кажется, будет другой. Сейчас надо будет засучить рукава и работать еще усерднее.
Ранее NN.RU рассказал, какой была первая радиовещательная станция в Нижнем Новгороде.