На первом в истории домашнем чемпионате мира, который в прошедшие выходные завершился в подмосковном Дмитрове, молодежная сборная России была представлена сразу семью игроками нижегородского «СКИФа». Открытием турнира стала Илона Маркова. Воспитанница «СКИФа» была одним из лидеров команды на протяжении всего чемпионата, собрала россыпь индивидуальных наград, а еще поразила тем, насколько уверенно она держится с журналистами. И это в пятнадцать-то лет?!
А шестнадцать Илоне исполнилось буквально на днях. С этим мы ее категорически поздравляем.
«Впервые увидела аншлаг на трибунах»
— Год назад Международная федерация хоккея объявила, что женский молодежный чемпионат мира 2018 пройдет в Нижнем Новгороде. Но нижегородские власть имущие решили от турнира отказаться, поняв, что не потянут организацию. Расстроились, что не сыграли при родных трибунах?
— Нет, не расстроились. Для нас главным было то, что чемпионат все равно проходил в России, при наших болельщиках. Я вообще первый раз видела, чтобы на матчах женской команды был аншлаг! Когда мы вышли на лед в стартовой игре турнира и увидели до отказа забитые трибуны «Дмитрова», появился какой-то необычный мандражик. Но все прошло после пары смен. (Улыбается.)
— Матч-открытие тоже был под стать атмосфере во Дворце спорта. Победную встречу с Канадой помните посекундно?
— Игра с канадками совершенно точно стала самой запоминающейся в моей жизни, я ведь впервые играла за молодежную сборную на турнире такого уровня! И все сложилось просто волшебно: и поддержка трибун, и качество хоккея и, конечно, наша победа!
— Три-четыре года назад в успех России в матче с североамериканской сборной просто не верилось. Благодаря чему это стало возможно?
— Мы правильно настроились на встречу с Канадой, потому и выиграли. Правильно поняли то, что нам говорил тренер. Мы не только не уступили сопернику в скоростях, мы еще и оказались сильнее характером!
— Что именно сказал перед игрой Евгений Бобарико?
— Большого количества слов не было, но Евгений Викторович дал понять, какова значимость этого матча. Насколько он будет важен для дальнейшей карьеры каждого из нас. После речи тренера все мы были готовы побеждать!
Главный тренер команды Евгений Бобарико (кстати, воспитанник нижегородского хоккея) пригласил в состав вратаря Диану Фархутдинову, защитников Анастасию Медведеву и Елену Проворову, а также нападающих Оксану Братищеву, Полину Лучникову, Анастасию Пестову и Илону Маркову.
— На контрасте с первой игрой против Канады, второй матч смотрелся просто ужасно. Что случилось в игре за бронзу, в котором российская команда уступила со счетом 1-5?
— Это очень сложный вопрос, который я до сих пор задаю сама себе. И ответа на него у меня нет.
На нас очень сильно давило поражение в полуфинале от шведок. Это была равная игра, и мы могли победить и сыграть в финале при своих трибунах, но уступили 1-2. И самое неприятное было то, что обе шайбы, пропущенные от скандинавок, случились из-за наших собственных ошибок. Наверное, эмоций и сил на бронзовый матч у нас после этого осталось не так много. Не случайно Евгений Бобарико после встречи сказал, что мы играли через «не могу».
«ЧМ-2018 важен для будущего команды»
— Турнир для сборной России получился неоднозначным. С одной стороны, есть историческая победа над Канадой, внимание болельщиков и СМИ. С другой — кошмарный финиш, оставивший сборную без медалей и общий отрицательный баланс побед и поражений (2-4) Как вы оцениваете выступление нашей команды?
— Я думаю, что руководство ФХР наше поражение от Канады восприняло адекватно. Позитивных моментов в игре сборной России на чемпионате мира было достаточно. Мы выиграли у Канады в стартовом матче, на равных бились с США. Мы сами себе доказали, что можем конкурировать с североамериканками. Это очень важно! И в будущем поможет нам побеждать.
— Так получилось, что в обеих встречах, где вам удалось забросить, сборная в итоге проигрывала при равной игре. Уступать США (3-5) и Швеции (1-2) было вдвойне обидно или набранные очки немного скрасили поражение?
— Это ещё обиднее. И не потому, что я забивала, а мы проигрывали. Дело в том, что в обеих играх у нас была реальная возможность победить!
Матч со Штатами (соперники встречались на групповом этапе. — Прим. NN.RU) мы начали очень слабо и после первого периода «горели» 0-4. В перерыве Евгений Викторович сказал нам, что мы обязаны бороться. И во второй двадцатиминутке сумели вернуться в игру. Нам очень важно было забить и получилось так, что наша первая шайба была заброшена в результате работы всей пятерки. Именно это и помогло почувствовать уверенность в себе. Но дожать американок не получилось.
Что-то подобное было и в игре со шведками в полуфинале, с той лишь разницей, что уступали мы всего 0-1. Когда мы забросили, это могло стать переломным моментом. Но потом мы схватили удаление и пропустили в меньшинстве. Было очень обидно…
— Вы ведь собрали за турнир богатую коллекцию персональных наград. Сможете с ходу перечислить все?
— Конечно. (Смеется.) Я попала в символическую сборную турнира. Вместе с Дианой Фархутдиновой и Леной Проворовой (вся тройка представляет «СКИФ». — Прим. NN.RU) мы были признаны лучшими игроками в составе сборной России по итогам чемпионата. А еще после игры со Швецией на групповой стадии мне вручили приз как лучшем игроку матча. Подарили матрешку. (Улыбается.)
— Матрешку?! Год назад на молодежном чемпионате мира в Чехии Елене Проворовой за звание MVP матча подарил серьги! Пусть и серебряные…
— Ну, а мне матрешку. (Смеется.) Да это же не важно, просто приятно, что меня столько раз отметили.
«Старшая сестра видит то, что не замечает тренер»
— Рискну предположить, что самая важная похвала для вас — это одобрение старшей сестры Эльвиры (Эльвира Маркова много лет защищает цвета «СКИФа», а ранее выступала за сборную России. — Прим. NN.RU)?
— Эля меня очень любит, но всегда говорит правду в глаза, какой бы она ни была. Это важно, потому что помогает мне исправить свои ошибки. Она знает меня как никто другой. Иногда Эля видит в моей игре то, что не замечает и тренер. Во время чемпионата мира мы с ней постоянно общались.
— Вы с сестрой выступаете на разных игровых позициях, а по характеру тоже разные?
— Мы совсем разные и по темпераменту и характеру. Эля — очень трудолюбивая. Она пришла в хоккей, когда ей уже было 16, но сумела добиться того, чтобы играть в Женской хоккейной лиге. Такого трудолюбия у меня точно нет. В этом я стараюсь подражать старшей сестре.
— У вас, глядя на сестру, не было другого выбора, как пойти в хоккей?
— Скорее мне его не оставила мама. Я до семи лет занималась такими видами спорта как художественная гимнастика и фигурное катание. Но после того, как в хоккей пошла Эля, мама решила дать пинка и мне и отправила в хоккей тоже. (Смеется.) Для меня это сначала было дико, но через месяц тренировок я поняла, что очень люблю эту игру.
— Эльвира неоднократно отмечала, что вы намного талантливее ее. Но если в хоккее вы стремительно догоняете старшую сестру, то в медийности пока серьезно уступаете. Почему вы далеко не так активны в соцсетях?
— Ну, Эля в последнее время тоже свою активность снизила. Даже завела новый закрытый аккаунт в Инстаграме, а старый удалила. Вообще, я считаю, что выставлять на показ всю свою жизнь — неправильно. Если кто-то может узнать обо мне все, просто посмотрев мою страницу в соцсетях, то о чем мы тогда будем разговаривать при личной встрече?! (Улыбается.)
— Я видел несколько ваших интервью по ходу чемпионата мира и меня все время мучил вопрос, как пятнадцатилетняя девушка может так уверенно общаться с журналистами? И сейчас своими ответами и поставленной речью вы скорее производите впечатление мудрой женщины. Где вы так научились?
— Главное — иметь свое мнение. Меня всегда окружали люди, которые позволили мне его сформировать. В своих интервью я говорю то, что думаю. Просто стараюсь сформулировать свои мысли в правильные слова. (Улыбается.)
Текст: Алексей Рокотов
Фото: Fhr.ru/media