На высоком берегу Волги стоит белоснежный Нижегородский Вознесенский Печерский мужской монастырь. И, как у любого места с историей, у обители множество секретов и тайн, ее история полна необычными фактами. Мы расскажем только о нескольких. Станет интересно — поезжайте туда на экскурсию. Сегодня, в Рождество - самое время узнать о тайнах обители.
Еще в позапрошлом веке знающие люди советовали это сделать.
— Если когда-нибудь придется вам быть в Нижнем Новгороде, сходите поклониться Печерскому монастырю. Вы его от души полюбите… Он всё видел на своем веку: и междоусобия, и татарские набеги, и польские сабли, и боярскую спесь, и царское величие. Он видел древнюю Русь; он видит Русь настоящую, — писал граф Владимир Соллогуб в повести «Тарантас».
На рубеже 20–30-х годов XIV столетия сюда, на волжские берега, прибыл монах Киево-Печерского монастыря Дионисий — впоследствии Суздальско-Нижегородский архипастырь, крупнейший исторический деятель своего времени с целью основания монастыря.
На крутом берегу Волги, в плотных известняковых породах склона будущий игумен Дионисий, по примеру древних насельников Киево-Печерской Лавры, выкопал себе первую пещеру, где проводил время в молитве и посте. Посвященный великому празднику — Вознесения Господня — первый возведенный храм и дал главное имя обители. Название же «Печерский» монастырь получил в память о первых пещерах («печерах»), выкопанных здесь.
Разрушенный монастырь
В XVI веке монастырь достиг своего расцвета. Однако в 1597 году Печерский монастырь постигла беда: 18 июня в третьем часу ночи он был разрушен обвалом горы:
«...И милостию Божиею, заступлением Пресвятыя Богородицы, прошла оная гора под монастырь землею и вышла в Волгу реку оказалась буграми, а которые струги под монастырем были на Волге реке, те стали на сухом берегу от воды в дальнем разстоянии; а в монастыре же означенною от горы оползиною, храм каменный Вознесения Христова разрушило до основания, только остался над жертвенником верх один, колокольня разсыпаласъ, теплый храм Пресвятыя Богородицы (Покрова) разшатало на сторону и опустило в землю, близ окошек олтарных; святыя ворота, и в монастыре кельи, поварни и погреба обвалило и ограду переломало, а на берегу стоящий храм деревянный Николая Чудотворца сдвинуло с места, и паперти обломило, и слободе многия дворы пошатало».
В этом обвале никто не погиб. Но почти весь монастырский комплекс был разрушен. Кроме того, склон над монастырём был признан оползне-опасным. Поэтому в том же 1597 году монастырь был перенесен на версту вверх по течению Волги, а на старом месте была поставлена церковь Преображения Господня. Считается, что отец национального героя Кузьмы Минина вносил вклады на строительство монастыря после его разрушения.
Многие посчитали произошедший обвал знамением, предвестием некоторого бедствия. И бедствие произошло в самом деле: через несколько лет началось Смутное время.
В 1640–1650 годах построен ныне существующий монастырский ансамбль, включающий пятиглавый Вознесенский собор с галереей, шатровую колокольню, шатровую Успенскую церковь с трапезной палатой, шатровую надвратную церковь преподобного Евфимия Суздальского, настоятельские покои и корпуса келий с храмом преподобного Макария. Каменная ограда и небольшой надвратный храм Покрова Богородицы построены позже, в 1765 году. Монастырь возводили «царский подмастерье каменных дел» Антип Возоулин, Федор Опарин, старец Изосима, костромские и балахнинские каменщики.
А рассказал нам о тайнах обители экскурсовод монастыря Евгений Павлов. Слушать его можно часами. И он готов часами рассказывать об истории, людях, тайнах этого места. Недавно одна из экскурсий длилась почти шесть часов! И всё равно многое осталось за кадром. А мы начинаем свою прогулку по монастырю от Святых Врат.
Визитная карточка — не путайте автора
— Очень часто экскурсоводы рассказывают, что Святые Врата, через которые мы попадаем на территорию монастыря, упорно приписывают Льву Далю — сыну того самого знаменитого Владимира Даля, составителя «Толкового словаря живого великорусского языка». Лев Даль был, конечно, талантливейшим архитектором, но к «визитной карточке» монастыря он не прикасался!
На самом деле они поставлены в 1890 году епархиальным архитектором Александром Никитиным.
Романовы на монастырь денежку давали
На территории монастыря совсем недавно появилась аллея бюстов всех правящих персон династии Романовых. И первый бюст — изображение Михаила Романова. Он изображен совсем юным, лет 16. А заканчивается аллея бюстами Николая II, императрицы Александры и царевича Алексея, который не стал правителем России, но был наследником престола.
— Видите, на крестах Вознесенского собора красуются короны. Это говорит о том, что царская семья посещала наш монастырь, и денежки они сюда вкладывали. Династия Романовых поучаствовала в строительстве этого архитектурного ансамбля.
«Забытый» царевич династии Романовых
— Самый любимый мой персонаж здесь — «неимператорский император» Иоанн Антонович. Тот самый младенец, который был провозглашен императором в возрасте двух месяцев, а в год и три месяца его уже свергли.
Всю оставшуюся жизнь он находился в заточении — около двух лет вместе с семьей жил высланным в Ригу, затем его отправили в Холмогоры, и там он якобы жил до 16 лет. Его запрещено было обучать чему-либо. Мальчик должен был вырасти абсолютным «маугли». И тем не менее он был грамотен. А в 16 лет его перевели в Шлиссельбургскую крепость и в 23 года его закололи при попытке освобождения.
Однако есть документы, обнаруженные в нижегородском архиве, которые рассказывают о странном молодом человеке — копии, сделанные подьячим монастыря Андреем Кузнецовым в 1749 году.
— Они говорят, что был у нас очень странный засекреченный узник в звании отставного подпоручика. Содержался в строжайшем секрете, кормить его следовало не арестантской баландой, а блюдами с монастырского стола. А если он начинал что-то говорить, велено было ему кляп в рот вставлять. Если же уже сказал что-то, слова его записывались и отправлялись прямиком начальнику тайной канцелярии графу Шувалову. А выше него была только императрица Елизавета Петровна.
О подобном рассказывают и наши гости из других монастырей. Значит, хотя по документам он находился в Холмогорах, его тайно перевозили из монастыря в монастырь.
К слову, когда праздновалось 300-летие Дома Романовых, об Иоанне Антоновиче «забыли». Слишком неприглядная вышла история.
Кино о Чапаеве в Архиерейском доме
Его начали строить вместе с Вознесенским собором. Каменное строительство здесь началось в 1631 году. Судьба Архиерейского дома в советский период тоже была непростой. В 1921 году сгорела верхняя деревянная часть, и ее просто заменили крышей и переоборудовали под кинотеатр.
— Недавно в музей пришла женщина и сразу спросила — а был ли здесь кинотеатр? Оказывается, она с родителями жила на территории монастыря до шести лет — здесь были коммунальные квартиры до 60-х годов ХХ века. И в ее детском сознании перепуталась жизнь среди храмов и кино про Чапаева, которое она смотрела в Архиерейском доме! А ее дети считали, что у мамы голова не в порядке. Я ее успокоил — был кинотеатр.
Граница веков — результат «оптимизации»
— Вот здесь проходит граница монастыря 17-го и 18-го веков. А появилась она потому, что императрица Екатерина Великая решила ущемить монастыри в правах. Но у нас всё получилось наоборот.
Одна из «оптимизаций» императрицы — межевание земель по всей России. И в результате этого передела у Печерского монастыря прибавилось территории.
«Ненастоящий» некрополь
В 1924 году решением НКВД по Нижегородской губернии монастырь был закрыт. В разное время на его территории располагались жилые корпуса, кинотеатр, архитектурно-реставрационная мастерская.
Началом восстановления монастыря можно считать конец 80-х годов ХХ века. Тогда за его реставрацию взялось Добровольное общество защитников памятников. старины.
А после возвращения в 1994 году монастыря православной церкви здесь начались полноценные восстановительные работы и раскопки. Тогда-то и были найдены надгробия людей, в разное время захороненных на монастырском погосте.
Их поместили между двумя храмами, и получилась некая экспозиция, которая наглядно показывает, как изменялись традиции изготовления надгробных плит.
А еще в монастыре есть настоящий склеп, в который едва не провалился рабочий при восстановительных работах. Там было обнаружено захоронение пока неизвестного состоятельного нижегородца, а потом в него перенесли останки с разрушенного кладбища.
Иконостас из фаянса и удивительные иконы
— Когда восстанавливали Успенский храм при трапезной палате, встал вопрос — где заказать иконостас. Решение настоятель монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) принял логичное, но неожиданное. До Печерского монастыря он занимался восстановлением Николаевского Верхотурского монастыря на Урале. Посвятил этому 10 лет жизни. И для храма в Верхотурье местными мастерами был изготовлен фаянсовый иконостас.
Потом его пригласили в Нижний Новгород. И, зная уральских мастеров, настоятель заказал иконостас для Успенского храма. Он получился великолепным.
Конструкция храма удивительна. Раньше под главными помещениями была пекарня. Поэтому в храме был теплый пол. А в толстых стенах и колоннах проложены воздуховоды. Горячий воздух из пекарни поднимался по ним и прогревал помещения.
«Хитрая» монастырская колокольня
Колокольня монастырского ансамбля — девушка с изюминкой и непростым характером. Дело в том, что еще при строительстве, как и знаменитая Пизанская башня, колокольня накренилась в сторону Волги. Тогда ее второй ярус даже возвели с обратным уклоном. Если смотреть на нее невооруженным глазом — это явно заметно. А вот через объектив фотоаппарата наклона почти не видно!
— Она как будто выпрямляется и не хочет показывать свое несовершенство, — рассказывает Евгений Павлов. — Но я нашел несколько видовых точек, которые она, как будто, не видит. И с них можно незаметно для нашей капризной красавицы снять, как она наклонилась.
Если вы придете в монастырь на экскурсию и вам покажут «секретные места», с которых колокольня вас не заметит, фотографируйте нижегородскую «пизанскую башню».
Многозначительная лестовка и ссыльные царские кобылы
Музей монастыря — место, в котором можно провести не один час. Здесь огромное количество экспонатов и удивительных историй.
— Лестовка — это кожаные четки! Внутрь вшивается Иисусова молитва. На ней четыре так называемых «лопастка». Они треугольные и символизируют Троицу, а каждый отдельно символизирует евангелиста. Пустое место, от которого ведется счет, называется «земля», которым счет заканчивается — «небо». То есть лестовка — «лестница в небо».
В лестовке зашифровано огромное количество христианских символов — девять ангельских чинов, 12 апостолов, 38 недель пребывания Спасителя в чреве Богородицы, Иисусов пост, 33 года земной жизни Иисуса, 17 ветхозаветных пророчеств о приходе спасителя. Это целая философия, заложенная в маленькой вещи.
Монашеская жизнь — это одно, а вот узники в монастыре бывали удивительные.
— Мы расшифровали один интересный рукописный документ, — рассказал нам Евгений. — При царе Алексее Михайловиче, отце Петра Великого, сюда присылали опальных царских лошадей! «Отправить на попечение архимандрита Печерского монастыря опальную кобылу Солову, содержать в строгости, а с голоду не уморить», — написано в документе. За что бедную Солову сослали — непонятно, может быть, заржала не вовремя или копытом кого ударила. А потом эту кобылу велено было «вернуть сей же час для царского дела». А вели этих лошадей из Москвы и обратно в поводу, ни в коем случае на них нельзя было садиться — «царская кобыла»!
Мы не рассказали вам и десятой доли того, что с удивлением узнали про Печерскую обитель. Вы сами можете прийти сюда — вам будут рады. К слову, здесь в чайной можно перекусить вкуснейшими монастырскими пирогами и чаем.
А пока посмотрите, что мы там успели увидеть.