Реконструкция пляжа на Гребном канале начнется уже в этом году. Но у руководителя новой организации, которая займется обновлением города, далеко идущие планы. Особенно Зою Рюрикову вдохновляют набережные.
Но для начала NN.RU выяснил, не пересекаются ли интересы двух автономных некоммерческих организаций — «Института развития городской среды Нижегородской области» и «Института городской среды Нижнего Новгорода», который создан по инициативе Владимира Панова и который возглавит архитектор и общественный деятель Зоя Рюрикова.
— У автономной некоммерческой организации «Институт развития городской среды Нижегородской области» много разных задач, они занимаются и областными проектами, и городским помогают, — рассказала NN.RU Зоя Рюрикова. — Но сейчас объем работы по программе «Комфортная городская среда» может дать настолько много возможностей, что нужно уметь их принять и обработать. Поэтому было решено для такого огромного города, как Нижний Новгород, создать свою отдельную структуру.
Поэтому мэр Владимир Панов решил, что Нижнему Новгороду нужна своя подобная структура.
— То есть вы, успешный архитектор, ввязываетесь в то, что больших денег не принесет по определению?
— По сути, да. Но мэр обещал зарплату платить, — с улыбкой отвечает Зоя. — Надеюсь, зарплату будут платить, слышите, Владимир Александрович?
— А не возникнет ли конфликтная ситуация между двумя институтами городской среды?
— Я сужу по своему опыту. У нас в городе около пятидесяти проектных бюро. За четырнадцать лет проектной деятельности как у архитектора у меня никаких конфликтов с коллегами не было. Просто у всех настолько разные направления, что мы просто очень редко пересекались. А здесь всего две организации на город-миллионник.
Возможно и взаимодействие: что-то не успевают они, а мы сможем помочь, возможно, наоборот. Кроме того, у нас разные способы реализации проектов. Мы хотим максимально привлекать городские проектные бюро, они все стараются делать своими силами. Мы хотим стать оператором для привлечения нижегородских организаций, чтобы отдавать проекты на аутсорс.
Но какие-то объекты, конечно, будем делать мы сами, и я лично в качестве архитектора. Я тоже творческий человек, и если у меня глаз зацепится, я буду делать проекты.
Пока АНО «Институт городской среды Нижнего Новгорода» еще не зарегистрировано, и команду Зоя Рюрикова только набирает. В ближайшее время будет опубликован список вакансий, и в феврале она планирует начать активную работу.
— А сейчас на примере у вас как у архитектора есть площадки или объекты городской среды, которые уже «зацепили глаз» и над которыми хочется поработать?
— В обозримом будущем мне очень интересны набережные. Взаимодействие с водой всегда дает полет для фантазии. А наши набережные не дают городу жить на реке, в прямом контакте с рекой.
Вот смотрите, сделали первую очередь Нижне-Волжской набережной, там сразу жизнь закипела. И то там были использованы не все возможности для того, чтобы привлечь туда больше людей, бизнес, который бы за этой территорией следил, ухаживал. Можно же таким образом снять это обременение с бюджеты города.
Там очень нужны бы были кафе, туалеты, какие-то помещения для тех творческих коллективов, которые там уже обозначились.
— А какие участки набережных сейчас могут быть интересны архитекторам, городу, бизнесу, и какие из них в ближайшем обозримом будущем можно привести в порядок?
— Я считаю, что в первую очередь стоит привести в порядок те набережные Оки, которые мы получили в наследство от наших родителей. Там настолько хорошо были сделаны эти бетонные конструкции — с лестницами, с пандусами. По идее, их просто нужно привести в порядок. Это линия вдоль Оки от парка «Швейцария» до Молитовского моста и Малиновой гряды.
Мы в свое время прогулялись по этим набережным и обнаружили, что там в принципе все готово для отдыха. Есть проблема — спуски и подъемы. И нужно привнести новые сценарии для деятельности.
— А за счет каких средств мэр и город собираются реализовать те идеи, которые вы можете родить, оформить, комплексно разработать?
— А это как раз в рамках программы Минстроя «Комфортная городская среда», она позволяет многое реализовать. И было бы неправильно ее не использовать.
— И последний, «шкурный» вопрос. А как вы собираетесь сочетать работу в «Институте развития» с собственной архитектурно-проектной коммерческой работой?
— Сейчас я начну хитрить, — смеется Зоя Рюрикова. — Скажу, что не буду заниматься своим проектным бюро, заброшу детей и семью… На самом деле, если будут падать какие-то интересные объекты, я буду за них браться. А если будут предлагать спроектировать отстой, какие-нибудь ангары, зашитые профлистом, или магазины из сэндвич-панелей, конечно, откажусь. Я уже в другом месте.
Уже после того, как мы записали интервью, в личном разговоре на вопрос: «Не страшно ли браться за такое большое дело?» Зоя сказала:
— Ну а что, сидеть ровно и не пытаться ничего сделать? Я решила, что стоит попробовать. А если не получится, напишу в соцсети рефлексирующий пост и двинусь дальше по жизни.
Зоя Рюрикова, архитектор, директор проектного бюро DA, координатор Центра прикладной урбанистики Нижнего Новгорода. Родилась в Нижнем Новгороде в 1974 году. Изучала архитектуру в ННГАСУ, окончила аспирантуру в Московском архитектурном институте (МАрхИ), кандидат архитектуры.
Один из последних успешных проектов — Гостевой дом на улице Родионова, который за свою ребристую структуру и пеструю кирпичную кладку, напоминающую чешуйки, получил прозвище «Броненосец Родион», построен к чемпионату мира по футболу. Проект вошел в номинацию Архитектурного рейтинга — 2018 Нижнего Новгорода.
На днях мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов заявил, что к июлю на Гребном канале проведут первую очередь реконструкции пляжной зоны.