«Опять внезапно снег зимой пошел, а мы снова не готовы» — эту шутку можно слышать от нижегородских водителей каждый год. Без исключения все крупные снегопады в Нижнем Новгороде проходят по привычному сценарию: город засыпает снегом, главы города и районов ругаются и требуют улучшить работу. Потом всё повторяется вновь. NN.RU вспомнил войну мэров с погодой и узнал, станет ли когда-нибудь на зимних дорогах лучше.
Карательные меры Булавинова
Вечером 28 февраля 2005 года на Нижегородскую область свалилось столько снега, что мэр Вадим Булавинов был вынужден собрать ночное совещание по поиску виноватых.
Город не просто застрял в пробках — город встал. Особенно тяжело пришлось Приокскому району, снегоуборочная техника пыталась расчистить Мызинский мост, но стало только хуже: вместе с застрявшим потоком фур она заблокировала переправу. В итоге водители простояли на переправе около трех часов. К приезду мэра, правда, почему-то движение снова восстановилось. Несколько чиновников получили тогда выговоры.
Обычные выговоры не помогли — в конце ноября город снова накрыла метель и улицы снова встали. Халатность коммунальщиков привела к жертвам — упавшая с крыши сосулька в тот вечер убила человека. На срочном совещании Булавинов устроил своим подчиненным исторический разнос.
— Что вы здесь сопли жуете?! Прекратите всё время врать! Из заявленных 230 единиц техники по факту работало, дай бог, 120 машин. [...] Будем вводить коллективную ответственность! — цитировало главу города издание «КоммерсантЪ».
Работало так мало техники из-за того, что муниципальные предприятия, обслуживавшие городские дороги, в то время стали сдавать снегоуборочные машины в субаренду. В критический момент ее просто не хватило.
«Коллективная ответственность» обернулась в тот же день увольнением для троих чиновников и огромными штрафами для предприятий. Метод мэра сработал — в последующие четыре года с чисткой снега действительно всё стало немного получше. При этом работа коммунальщиков всё еще вызывала нарекания.
Лопата в руках Кондрашова
— Нижний Новгород оказался не готов к снегопаду, — заявил 21 декабря 2010 года Олег Кондрашов, только что вступивший в должность. — Наши дворники, ТСЖ, ДУКи не организованы и не готовы к уборке снега, но порой даже тракторы не справляются. Но очевидно, что мы добились того, что город не встал, есть пусть небольшое движение. Мы ситуацию контролируем.
По его словам, чиновники вместе с метеорологами «ждали, что циклон пройдет мимо региона». Это был только первый день затяжного снегопада, за который мэрии потом пришлось долго извиняться перед нижегородцами. Дело дошло до того, что муниципалитет обратился к Министерству обороны и частным компаниям. Они помогали разгребать завалы в течение почти целой недели.
В январе 2011 года ситуация повторилась с еще большим размахом — тогда начали массово увольняться дворники. Они были не согласны с условиями труда. На дороги же вышло только 200 единиц спецтехники — еще меньше, чем во времена главенства Булавинова. В знак покаяния Олег Кондрашов сам вышел на улицу с лопатой и начал убирать сугробы.
В 2012–2013 годах сити-менеджер рассказывал о том, что город закупил еще больше техники. Лучше тогда не стало: город заваливало снегом и в 2014-м, и в последнем для Олега Кондрашова 2015-м. Пришедший на должность главы города Сергей Белов тоже не смог победить нижегородские снегопады.
Цифровые хитрости Панова
Владимиру Панову повезло со снегом меньше всех — природа устроила ему «крещение» через пару дней после вступления в должность.
— Я помню, как в первые выходные после моего избрания в городе начался сильный снегопад и за выходные выпало 2/3 месячной нормы осадков, — вспоминал градоначальник после ухода с поста.
Тогда, 22 января 2018 года, мэру пришлось задействовать всех коммунальщиков для того, чтобы Нижний Новгород не застрял в пробках. За одну ночь с улиц вывезли почти 13 тысяч кубометров снега — это около 800 КАМАЗов. На устранение последствий снегопада потребовалось около трех дней.
Мэр попытался решить вопрос. Он строже относился к подрядчикам, выполняющим уборку: за любые недочеты их жестко штрафовали — за февраль 2019 года казна пополнилась на 9,5 млн рублей.
По распоряжению мэра заработал портал «Антиснег», куда нижегородцы могли пожаловаться на заснеженные тротуары и иные зимние беды (группы проекта также работают в Facebook и VK.com). Проект пока что оправдывает себя с трудом: нижегородцы неоднократно жаловались на то, что по их сообщениям не решаются проблемы, в группах накручивают оценки за уборку, а особо недовольных пользователей лишают возможности комментировать.
Расторгнутые концессии Шалабаева
В первый раз при Юрии Шалабаеве Нижний Новгород накрыло крупным снегопадом в середине января 2021 года, во второй раз — в ночь на 5 февраля. Город снова встал, а спешащим на работу людям сразу в нескольких районах города пришлось самим выталкивать автобусы из сугробов.
Мэрия даже не посчитала ситуацию критической. Из муниципалитета поступили сообщения о том, что всё под контролем и службы справляются с ситуацией. Но режим ЧС для центра города на всякий случай ввели (во время его действия специальные службы должны дежурить круглосуточно), а из городского бюджета выделили дополнительные средства.
— Из резервного фонда администрации города Нижнего Новгорода выделены средства в размере 50 миллионов рублей на организацию работ по вывозу снега, — рассказали NN.RU в муниципалитете.
В наследство от предыдущих градоначальников Шалабаеву досталась и сопутствующая проблема: в Нижнем Новгороде есть лишь одна станция снеготаяния, да и та небольшая — на улице Надежды Сусловой. Там трудятся всего несколько человек, и ее пропускная способность невысока. Это в конечном счете замедляет уборку снега.
В 2019 году Панов пытался решить этот вопрос: заключил концессионное соглашение с «Городскими инженерными системами» на постройку двух станций — в Нижегородском и Приокском районах. Начались работы по созданию необходимых участков, но в итоге станции не построили.
Оказалось, что под выбранным участком в Приокском районе проходит газопровод, а потому строить станцию там нельзя. В конце декабря 2020 года Юрий Шалабаев расторг соглашение с «ГИС». Департаменту транспорта из-за этого пришлось выплатить «ГИС» еще и 14,8 миллиона рублей в качестве компенсации затрат. Ответственности за расходование этих средств никто не понес.
Станет ли лучше?
От идеи строительства новых станций снеготаяния в администрации не отказались, но пока дальше переговоров не ушли.
— Администрацией города проведены переговоры с потенциальными инвесторами. При этом рассматривается строительство объектов в 2021 году. Первоначально в Нижегородском районе, далее — в Советском и Сормовском районах, — конкретизировали в администрации Нижнего Новгорода.
По изначальным расчетам решить проблему медленного вывоза снега помогли бы две станции снеготаяния в каждом районе. Но после расторжения договора администрация планирует построить всего лишь одну — в Нижегородском районе. По поводу остальных вопрос пока лишь «прорабатывается».
— В настоящее время прорабатывается вопрос строительства еще одной станции в Нижегородском районе, в районе Артёмовских лугов. Работа в данном направлении ведется, предполагаемая стоимость строительства станции снеготаяния составляет порядка 100 миллионов рублей, — рассказали корреспонденту NN.RU в мэрии.
Нехватка техники и мест для складирования снега — не единственные проблемы Нижнего Новгорода зимой. Недавно мы писали, почему в городе продолжают бороться с гололедом при помощи песко-соляной смеси, в то время как в соседних регионах уже давно перешли на более практичные реагенты.