Город 800-летие Нижнего Новгорода интервью «Не нужно делать из "Швейцарии" новое "Зарядье"»: историк архитектуры Александр Змеул — о Нижнем Новгороде

«Не нужно делать из "Швейцарии" новое "Зарядье"»: историк архитектуры Александр Змеул — о Нижнем Новгороде

Он считает. что наш город должен максимально использовать условия ландшафта и имеющуюся деревянную застройку

Историк архитектуры видит уникальность Нижнего Новгорода в его ландшафте

Кандидат исторических наук, главный редактор интернет-издания Archspace Александр Змеул не раз бывал в Нижнем Новгороде. В интервью корреспонденту NN.RU он рассказал о том, какие пространства в нашем городе, по его мнению, важно сохранять и популяризировать, почему не нужно делать свое «Зарядье» в каждой точке России и поделился мыслями о том, каким должно быть благоустройство общественных территорий.

Александр Змеул

— Александр, какой вы видите потенциал в развитии городских пространств Нижнего Новгорода? Что, как вам кажется, можно отреставрировать или изменить? Что лучше развивать?

— Первое и главное — нужно перестать портить среду, которая есть. Наоборот, ее нужно поддерживать. Когда власти пытаются копировать другие города, их среду, масштаб — теряется самобытность. Делать свое «Зарядье» (а я знаю, что «Швейцарию» называют будущим «Зарядьем») — неправильно. «Зарядье» — это парк, выполняющий определенную функцию: он восполняет городскую ткань, фактически является продолжением центра. «Швейцария» же — это уникальный ландшафтный природный парк, и в этом его самая большая ценность.

Реконструкция «Швейцарии» завершена примерно на 40%. Многие горожане не рады запланированным изменениям

Всё, что связано с природой, с ландшафтом, с рельефом в самом широком контексте от Стрелки, где Волга и Ока сливаются, до оврагов, склонов около Кремля, перепадов, нагорной части, заречной, — важно сохранять. Я — человек, который привык к высоко урбанизированной среде, иду по центру вашего города, и вдруг — Почаинский овраг, дикая природа. Это уникальное пространство, которое не нужно ни застраивать, ни засыпать.

— В чём еще самобытность Нижнего, кроме рельефа?

— Масштаб застройки: в центре нет огромных домов. Поэтому важно оставаться в тех же габаритах. Деревянная застройка — это, конечно, проблема, из-за того, что нужно такие объекты поддерживать и эксплуатировать. То, что отреставрировать нельзя, нужно воссоздавать.

— Какие пространства в Нижнем, по-вашему, можно позиционировать особенным образом или реконструировать? Если говорить про улицы, кварталы, ансамбли?

— Мне всегда нравился нижегородский Кремль, он не похож на московский (более вылизанный). В нем есть разные функции: Арсенал — центр современного искусства, художественный музей, власть, церковь. Мне казалось всегда, что в Нижнем Новгороде самое интересное, что ты можешь с площади Минина и Пожарского сквозь Кремль спуститься вниз, — это транзитная функция.

Очевидные туристические места — всё, что связано с набережными: с Верхневолжской, с Нижневолжской, с Федоровского, с Волгой. Есть стереотипы о Волге, но почему их не использовать?

Деревянная застройка на Ильинской, на Славянской.

Уникальное советское прошлое, авангард: это Соцгород, это радиусный дом, это Автозавод — город в городе с интересной средой, с интересной архитектурой.

Стрелка и ажурные конструкции конца XIX века. Пакгаузы — это тот случай, когда конструктивное решение работает как художественное.

Дом на улице Славянской

— Одна из особенностей Нижнего и достопримечательностей — это Стрелка. Как можно, по-вашему, использовать водные артерии, кроме как для перевозок? Может быть, есть какие-то нестандартные кейсы? Приходит в голову сцена на воде, и, кажется, в Нижнем даже был такой опыт.

— Темой Стрелки давно и увлеченно занимается архитектурный критик Марина Игнатушко, человек профессиональный и неравнодушный, который не просто знает Нижний Новгород, а чувствует его. Что касается воды. Вода — это всегда потенциал. Можно делать пониженные набережные с разным уровнем, для того чтобы спускаться к реке. Сцены на воде, но в основном их строят на озерах, где нет такого движения. Плюс, например, в Финляндии популярны городские пляжи, которые организуют путем огораживания части реки и создания бассейна. На такой огромной реке, очевидно, есть какие-то ограничения, связанные с навигацией, с уровнем, но сцены, пониженные набережные и городские пляжи — всё, что сближает человека с водой, — может быть востребовано.

Стрелка и дореволюционные пакгаузы

— Что вы думаете о федеральном проекте «Формирование комфортной городской среды», в рамках которого происходит благоустройство территорий? Каким оно должно быть?

— Часто под формированием комфортной среды понимается стандартное благоустройство: лавочки, урны, что само по себе неплохо, но интересно посмотреть, во что эти решения превратятся через два-три года. И дело не только в том, что люди какие-то не такие. А в том, что часто при проектировании не учитывают реальную ситуацию, реального запроса людей. Среда — гораздо больше и шире, чем лавочки и прочее. Часто в малых районах, в малых городах спроса на благоустройство нет. Ты приезжаешь в райцентр — там «Красное&Белое», «Бристоль» и «Микрозаймы». И когда в Москве или в областных центрах архитекторы в концепциях рисуют хипстеров, которые со стаканчиками кофе ходят, — ну как бы там нет этих людей, там нет этого.

С одной стороны, нужно понимать запросы людей, с другой стороны — часто люди просто не могут сформулировать запрос, потому что они чего-то не знают, чего-то не видели. Соответственно, им об этом нужно рассказывать, транслировать смыслы, показывать примеры. Лучшие дизайн-проекты благоустройства территорий рождаются в диалоге с жителями.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления