Недавний ливень вновь превратил столицу Приволжья в Венецию: в самом центре машины затопило по окна, город встал в серьезных пробках, курьеры перестали доставлять еду, людям пришлось разуваться и идти по пояс в воде, и это лишь малая часть всех неприятностей. Нижегородский специалист по ливневым системам водоотведения Антон Иванов (имя изменено) уверен, что подобный исход еще можно считать благоприятным — могло быть и хуже. Проработав в данной сфере 15 лет, он утверждает, что на его веку комплексное обследование сетей не проводилось ни разу. На условиях анонимности эксперт рассказал NN.RU о том, что потребуется для приведения ливневок в нормативное состояние и про особенности их финансирования.
— Какими именно работами занимается ваша компания?
— Мы регулярно участвуем в конкурсах на прочистку и ремонт ливневой канализации, колодцев. Выполняем любые работы, начиная от магистральных трубопроводов, заканчивая локальными очистными сооружениями, ливневыми насосными станциями, дренажными системами водоотведения и так далее.
— Как вы оцениваете недавнее наводнение?
— Честно говоря, удивлен: система справилась очень хорошо, учитывая в каком плачевном состоянии она находится, учитывая, как много у нас заброшенных и заиленных сетей. Вода ушла быстро. Если бы она стояла по сей день, вот это уже была бы катастрофа. Вода пошла бы в подвалы домов. Справиться ливневка справилась, правда, ненадлежащим образом.
— Мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев заявил, что для полного ремонта ливневой канализации необходимо девять миллиардов рублей. Как полагаете, насколько эта цифра соответствует реальности?
— Во-первых, деньги нужны не одномоментно, так что не вижу особых трудностей. Во-вторых, я не очень понимаю, на основании чего сделаны такие выводы? Все цифры должны быть чем-то подтверждены. А подтвердить их может только комплексное обследование сетей. У нас ничего такого не проводилось за все 15 лет, что я работаю в этой сфере. Ливневая канализация де-юре находится на балансе Комитета по управлению городским имуществом администрации Нижнего Новгорода, а де-факто ливневки бесхозные. Потому что никто не знает, в каком они состоянии, где находятся, на какой глубине проложены? Забиты ли? Работают ли?
— Почему за сетями перестают следить?
— Да потому, что у нас «очень профессиональные» управленцы в городе. Они думают, что водичка — это так… шутки. Вот Вадим Булавинов — настоящий хозяйственник. При нем на ремонт ливневок выделялись солидные суммы, доходило до 200 млн в год. В 2010-м, по-моему, за сезон мы отремонтировали 1200 колодцев! Это был рекорд. Сейчас делаем колодцев 5–10. Сейчас вообще беда с финансированием.
— Есть те, кто утверждает, что в Москве подобное тоже случается…
— В Москве вообще шикарные ливневки! Там есть предприятие — называется «Мосводосток». Это отдельное предприятие, которое занимается отведением ливневых вод. Это богатейшее предприятие с научными сотрудниками и всем необходимым. В Питере тоже прекрасная ливневая канализация. Достаточно неплохо дела обстоят в Екатеринбурге. Похуже, конечно, чем в первых двух городах, но лучше, чем в Нижнем. Во всех этих городах есть профессионалы, которые комплексно занимаются вопросами водоотведения. На это выделяются средства, есть плановая работа по развитию, разработаны регламенты по обслуживанию и содержанию.
— Что же всё-таки нужно, чтобы привести ливневую канализацию Нижнего Новгорода в норму?
— Это технически непросто. Нужно много времени. Начинается всё с обследования. Нужно понять масштабы бедствия, затем почистить сети, разработать мероприятия. А далее плановая работа, рассчитанная на десятилетия. Но вместо этого всего мы имеем финансирование по остаточному принципу. Осталось в бюджете города полтора миллиона рублей — отдали его на ливневки. Вспомнили-таки, что они у нас есть! Так не годится. Финансирование должно быть целевое.
— Какие последствия нас ждут, если ливневой системе так и не будет уделено должное внимание?
— Размытие дорожного полотна, провалы на дорогах, просадки фундамента жилых домов. Водичка — страшная вещь. За ней ухаживать надо, бережно отводить, а то, что вновь построено, — содержать и выделять на это деньги.