Город летопись От инженерного чуда до долгостроя. Как в Нижнем строили мосты и какой из них держится на эпоксидном клее

От инженерного чуда до долгостроя. Как в Нижнем строили мосты и какой из них держится на эпоксидном клее

Сейчас в городе шесть действующих переправ через Волгу и Оку, в планах — возвести еще одну

Мосты облегчили, но, к сожалению, не решили транспортную проблему в городе

Нижний Новгород — не Москва и не Петербург, однако по количеству пробок и мостов наш город вполне себе конкурирует со столицами. Переправы через реки всегда были проблемой как при царской, так и при Советской власти. В настоящее время вопрос по-прежнему стоит остро — в часы пик на мостах в столице Приволжья образуются многокилометровые заторы. Поскольку Нижний нельзя представить без водных переправ, NN.RU решил вспомнить, в какие периоды их создавали и с какими историями строительства связаны мосты, по которым сейчас ежедневно передвигаются десятки тысяч жителей.

Плашкоутная переправа, существовавшая более ста лет на месте нынешнего Канавинского моста

Первым постоянным мостом через Оку стал Пахомовский. По крайней мере, такое имя ему дали во время открытия 2 апреля 1933 года. Назван в честь Николая Пахомова, председателя Нижкрайсполкома. Спустя пять лет чиновника расстреляли, а мост переименовали в Окский. В 1955 году представителя власти реабилитировали, но название не вернули. Кстати, в заречной части Нижнего Новгорода сохранилась одноименная улица.

В 1965 году, после строительства Молитовского, название «Окский» стало не актуальным — мост стал Канавинским. По времени это как раз совпадает с уходом из обычной речи варианта произношения «Кунавино» — именно так нижегородцы раньше называли этот заречный район.

Особенно красив Канавинский мост в ночное время

Канавинский мост — инженерное чудо. На момент начала ХХ века считалось, что построить постоянную переправу через Оку невозможно, поскольку между берегами было слишком дальнее расстояние. На то время более столетия действовала плашкоутная переправа — простыми словами, мост держался на специальных лодках с низкой осадкой. Минусы у такой конструкции были весомые: суда постоянно находились в ожидании развода, а на ремонт и замену дерева тратились большие усилия и ресурсы. Примечательно, что уже в конце XIX века по переправе двигались трамваи.

А где трамваи сейчас?

Создание проекта первого постоянного моста официально началось в 1930 году с учреждения Нижегородского отделения Мостотреста. Над ним работали архитекторы Щусёв, Помазонов, Французов и инженер Крылов, фактически объединившие две части города.

Мост невероятно живописен, но более чем за 90 лет своего существования уже износился. Последний капитальный ремонт проводился с 1968-го по 1972 год, а при осмотре в 90-х выяснилось, что оригинальные конструкции оказались надежнее замененных. Теперь пролеты опять нуждаются в ремонте.

Молитовский мост сегодня

Конечно, с развитием заречной части Нижнего Новгорода встал вопрос об открытии еще одной переправы вверх по течению Оки. Проект Молитовского моста появился еще в 1936 году, но из-за бюджетных ограничений идею пришлось отложить. Его открыли для автомобильного движения после трех лет строительства в ноябре 1965 года. Вскоре после этого запустили Волжский мост, ныне известный как Борский. Две стройки шли параллельно — бригадам удалось уложиться в намеченные сроки.

К слову, изначально трасса М-7 проходила именно по Молитовскому мосту. Сейчас, конечно, она перенесена южнее, но это не делает переправу менее загруженной. К тому же, Молитовский остается единственным мостом в Нижнем Новгороде с трамвайным движением — с Канавинского рельсы были сняты в 2009 году.

Борский мост — единственная переправа в Нижнем через Волгу

У Волжского, или Борского, моста история гораздо необычнее. Его строили тоже три года, с 1932-го по 1935-й. Изначально была только железнодорожная часть, затем в 1965-м появилась и автомобильная, но уже в наше время стало ясно, что этого недостаточно. Поэтому в 2013-м началось строительство дублера, закончившееся четыре года спустя.

Правильно говорить не «Борский», а Борские — всё же их несколько, включая совмещенный мост и его исключительно автомобильный дублер. Еще одно наименование — Горьковские, отсылающее к нашему знаменитому земляку.

Несмотря на открытие Молитовского моста, в 1970-м стало ясно, что нужен новый, который соединял бы берега Оки вверх по течению. Все предыдущие построенные переправы в Нижнем отличались своей необычностью, но этот — верх креативности инженеров и архитекторов.

Мызинский стал первым крупным безарочным мостом в Нижнем Новгороде: на опоры установили железобетонные блоки по 60 тонн каждая. Чтобы их соединить, строители использовали эпоксидный клей и напряженную арматуру. Ширина таких соединений составляет от 1,5 до 2 метров.

Фактически дублер Мызинского — Стригинский мост — был возведен в 1993 году. Он стал первой построенной в Нижнем Новгороде переправой при триколоре, также без использования арочной конструкции. Основная его проблема — нагрузка. В отличие от остальных артерий, половина транспортного потока на нем — грузовые машины, что сильно изнашивает мост.

Метромост стал уникальным мостом во всей России

Последним на текущий момент построенным мостом в Нижнем Новгороде является метромост. Эпопея с его возведением началась еще в 1987 году с представления проекта станции «Горьковская». Изначально не планировалось, что по переправе будет запущено автомобильное движение, но теперь этой трассой пользуется почти каждый нижегородский автомобилист.

Фактическое строительство началось уже не в Горьком, а в Нижнем Новгороде в 1992 году. Это время оказалось, мягко сказать, неудачным для города, который не мог финансово позволить себе такие крупные траты. В 1999 году строительство приостановили, и только в 2000-м начали возводить опоры по берегам Оки. Деньги привлекали увеличением дорожного налога, который был гораздо выше, чем в других регионах России.

В 2003 году проект снова заморозили из-за снижения налога и отсутствия средств. Через три года стройка продолжилась, а уже в 2008 году бывшим губернатором Валерием Шанцевым была затянута «последняя гайка». После открытия началось движение по мосту автомобилей, а метро было запущено в 2012-м.

«Строили, строили — и наконец построили»

К сожалению, сделать «вечный» мост, не требующий многочисленных ремонтов и обновлений, невозможно. Обследуют путепроводы постоянно — следующие крупные инспекции планируются в 2024 году.

Ситуацию еще ухудшает то, что автомобилей становится всё больше и больше, увеличивается транспортный поток. Поэтому приходится строить новые мосты. Так, в 2021 году был заключен контракт между регионом и питерским «Институтом "Гипростроймост"». В прошлом году должна была пройти госэкспертиза проекта, однако пока что ситуация неясна: стройка явно затягивается.

Пробки — извечная проблема Нижнего, и переправы не могут решить ее раз и навсегда. Стригинский мост тому яркий пример: в этом году его закрыли на долгий ремонт. Обещают закончить работы к 2024 году, а пока тысячам водителей приходится терпеть многокилометровые заторы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления