Сегодняшний облик Нижнего Новгорода складывался долгие годы: исторические кварталы соседствуют с новыми современными зданиями. При этом зачастую перемены местные жители воспринимают в штыки, задаваясь вопросом, почему здание выросло именно в этом месте. За то, какие постройки появятся в городе, где они будут располагаться и как выглядеть, отвечает региональное Министерство градостроительства и главный архитектор области Сергей Попов. В большом интервью мы узнали у него, как создается облик города и почему появляются здания, которые на первый взгляд не вписываются в общую картину.
Работа главным архитектором
Нижегородская архитектурная школа известна по всей России, ее прославили нестандартные решения и необычные здания, которые отмечены отечественными и международными наградами.
Сейчас решение о том, как будут выглядеть новые здания в городе и регионе, принимает Министерство градостроительства и главный архитектор Сергей Попов. До 2011 года он работал практикующим архитектором. Сначала в «ГорьковГражданПроекте», а затем вместе с коллегами, Александром Харитоновым и Евгением Пестовым, открыл свою мастерскую. В 2011 году освободилось место главного архитектора региона, и коллеги предложили Сергею Попову попробоваться на эту должность.
— Честно сказать, я не очень рвался. Но, так как всегда был человеком общественным и коллективным, на это дело согласился, — рассказал нам архитектор.
Как признался Сергей Попов, работать архитектором ему всё же нравится больше, чем чиновником. Но даже при работе в министерстве есть возможность возвращаться к творчеству при работе как с молодыми специалистами, так и с маститыми архитекторами в процессе обсуждения первых эскизов проектов.
Главный архитектор отвечает за то, как будут выглядеть новые здания в регионе, где разместятся, а также проверяет проект на соответствие градостроительным планам.
Как отмечает Попов, главный принцип нижегородских архитекторов строится на внимании к контексту, то есть здание должно «вписываться» в место, где оно появится.
— Мы не рассматриваем здания в отрыве от того, где они находятся, лишь в неразрывной связи с тем, что будет дальше. Например, появляется здание, и граждане-обыватели не совсем понимают, зачем оно здесь возникло. Но когда мы его смотрели, то понимали, что здесь в перспективе появится еще определенное новое окружение. И архитекторы дают предложение не по одному зданию, а по тому, как они видят дальнейшее развитие конкретной территории, — пояснил нижегородец.
Строительство зданий начинается с долгой череды согласований. Один из этапов — оценка проекта архитектурным советом, в который входят известные местные архитекторы и молодые специалисты. Решения о том, где какое здание появится, принимается на основе генерального плана Нижнего, правил землепользования и застройки и других законодательных документов. На генплане от 2010 года указано, к какой категории относится территория, например производственная зона, жилая, общественная, рекреационная, инженерная. В документе также прописаны параметры будущих построек, например высотность жилых домов. Как считает Сергей Попов, архитекторы не устраивают насилие над инвестором, а помогают ему найти правильное решение в проекте.
— Архитектурный совет, который я провожу, он является именно советом, а не судилищем. Мы советуем, как поступить в той или иной ситуации. Часто на совет приносят не готовый проект, а первые эскизы. И мы советуем, в каком направлении двигаться, или находим что-то ошибочное. Поэтому я бы сказал, что у нас в городе архитектурное творчество — это некое коллективное творчество. В нем принимают участие и автор проекта, и множество людей, которые входят в архитектурный совет или с кем мы общаемся по работе, — пояснил Попов.
Как согласуют облик здания
Бывает и так, что инвесторы не соглашаются с замечаниями архсовета и продолжают продвигать свою точку зрения. Как отметил Сергей Попов, его главный принцип в таких вопросах — не говорить «нет», а искать решение, которое бы устроило и инвестора, и архитекторов.
В Нижнем, по мнению главного архитектора региона, царит «стилевое многообразие», и что-то отдельное выделить довольно сложно. Всё зависит от конкретного места — от градостроительного контекста.
— Например, в историческом центре учитываются масштабы будущего проекта, при этом новое здание необязательно должно копировать соседние исторические. Хотя в некоторых местах более органично будет выглядеть стиль «историзм». Но это не догма, главное, чтобы новая постройка по размерам не выбивалась из ряда существующих домов. Если на участке идет современная застройка, то использование исторических стилей будет, наоборот, выглядеть некоторым китчем. При этом в современных домах сейчас популярны ар-деко и ар-нуво, но это зависит от того, как нарисовать, от профессионализма архитектора, — пояснил Сергей Попов.
О том, как современные здания вписывают в контекст места, эксперт объяснил на примере офиса на Большой Печерской. В 90-е годы на пересечении с улицей Фрунзе архитекторы мастерской, в которой работал и Попов, спроектировали замысловатое здание. Внешне оно похоже на терем и состоит из четырех зданий разных форм. В народе здание нередко называют «репродуктором» из-за угловой башни, которая на него похожа.
Позднее в Нижний приехал инвестор из другого региона, который заявил, что хочет построить напротив «репродуктора» офисное здание в 12 этажей. Органично вписать такую «свечку» среди малоэтажных зданий было проблематично. Тогда бывший главный архитектор региона Олег Рыбин попросил коллег сделать проект не таким вызывающим.
— Мы сказали, что беремся. Но попросили предупредить инвестора, что здание будет нерядовым, а шедевральным условно, — отметил Попов. — Проект у нас назывался «Зеленый», он состоит из четырехэтажного подиума, в который внедрена живописная структура. То есть мы поддержали контекст места и при этом инвестор получил ту площадь, которую хотел.
В итоге проект бизнес-центра Mont Blanc получил «Золотой диплом» на всероссийском фестивале «Зодчество» в 2005 году и «Серебряный диплом» в 2015-м.
При этом говорить об архитектуре и стилях приходится далеко не во всех случаях. Например, когда речь идет о массовой застройке Нижнего. Зачастую такие дома выглядят как бетонные разноцветные коробки, что вызывает тоску у жителей. Сергей Попов заявил, что в подобных случаях дело в приоритетах и целях проекта, и ждать архитектурных изысков от массовой застройки просто не приходится.
— Есть ряд инвесторов, которые строят так называемые «машины для жилья». Например, застройка «ПИК» на Ржавке (в Кстовском районе. — Прим. ред.). Там они изначально разместили эти «ящики» хаотично, пришлось с ними много работать, чтобы создать хоть какую-то композицию — выявить главную улицу, расставить архитектурные акценты. Они на это согласились, но уговаривать их на какие-то шедевры на фасадах при такой массовой застройке абсолютно бессмысленно. Но когда они пришли с таким же проектом «ящиков» на Интернациональной рядом с цирком, мы сказали, что так не пойдет и безликой архитектуре здесь не место. И они пошли на это, сделали другой проект. Если говорить о цвете, то на архитектурном совете мы это тоже согласовываем. Года два назад была тенденция раскрашивать дома, то есть берешь «ящик» и на нем рисуешь архитектуру. В итоге мы решили отказаться от этой практики, потому что архитектуру нужно не рисовать, а делать. Как правило, всё зависит от места и экономики проекта. Если инвестор приходит на свободный участок и готов вложиться, то это одно, а если нужно построить дом под расселение большого количества людей, то мы ищем компромисс, чтобы это было не убого, но и не было в минус инвестору, — пояснил Сергей Попов.
Застройка города
Сейчас в Нижнем Новгороде также реализуются масштабные проекты, такие как «Школа 800», ледовый дворец на Стрелке, застройка улицы Черниговской и Сенной площади. Согласование этих перспективных планов также проходило с региональным Минградом и архитектурным советом.
Одним из самых обсуждаемых проектов 2022-го стала застройка улицы Черниговской. Долгое время это историческое место было в запустении. Теперь в планах властей развивать это место с помощью механизма комплексного развития территорий. Там должны появиться новые жилые дома, рестораны, благоустроенная набережная. При этом основным спорным решением местные посчитали 100-метровую высотку, которая появится около метромоста. Как пояснил нам Сергей Попов, эта высотная доминанта была заложена еще генпланом.
— Это не фантазии инвестора, и даже не мои. У нас есть проект планировки центральной части, в котором в соответствии с генпланом заложена высотная доминанта. Она и по факту там была, мукомольный завод был таковой доминантой. Это высотное здание концептуально не является продолжением исторической застройки. Первая линия с малоэтажной застройкой сохраняется, чуть дальше идет мелкая дисперсная застройка. А новое здание относится к композиции высотного объекта и моста, рядом с которым дом будет высотной доминантой. И оно фиксирует окончание исторической части, и дальше уже идет современная застройка по набережной, там тоже идет КРТ. Поэтому нахождение высотного акцента определено документами территориального планирования и генпланами. Что касается высоты — чем выше, тем лучше. Нужно, чтобы здание смогло уравновесить мощную горизонталь в виде моста. И так они создают пару, а если бы здание было ниже, то доминантой так бы и оставался мост, — рассказал Сергей Попов.
Масштабные изменения начались и на Сенной: через несколько лет там планируют достроить метро. При этом уже существует проект дальнейшей застройки площади и соседних улиц по механизму КРТ. Согласно документам, там хотят построить жилье, школу, детсады, новые магазины и офисы. Также место рассматривается и для создания правительственного квартала. При этом Попов заверяет, что в этом месте гармонично будут соседствовать как исторические малоэтажные здания, так и современные высотки.
— Эта территория будет полностью реконструирована. Там будет новое строительство, при этом памятники архитектурные оставят. Сейчас, например, идет процесс проектирования реконструкции дома Чардымова. Та часть, которая сгорела, и ее снесли, будет восстановлена в схожей стилистике под двухэтажное кафе. То есть первая линия улицы будет двухэтажная, а дальше — новое строительство. Оно тактично подойдет к памятникам, чтобы составлять с ними единую композицию. Создаваться она будет за счет новых объемов. Например, повышение этажности зданий от первой линии будет расти постепенно. Из-за этого не будет сильного контраста, — пояснил архитектор.
Застраивать по КРТ планируют и отдаленные территории, которые совсем недавно вошли в состав Нижнего. Например, Новинки, где жители регулярно жалуются на проблемы с коммуникациями и перебоями с электричеством. По словам Попова, Богородск не мог обеспечить нужными мощностями новые жилые комплексы, — это и стало одной из причин, почему территорию включили в состав Нижнего Новгорода.
— Что касается инфраструктуры, то глупо строить сначала детский сад, а потом жилые дома. Там всё разбито на очереди. Например, первая очередь — два дома, вторая — дом и детский сад. Потом еще дома, и на пятой очереди — школа. После того как туда прибывает народ, строится инфраструктура. Вся градостроительная документация разрабатывается с учетом постепенного комплексного развития территорий. «Окский берег» возник еще до того, как полномочия перешли к нам в министерство. И когда нам перешли полномочия, в Богородске уже был утвержден проект планировки, в котором ширина улиц не позволяла даже сети проложить. Потом мы заставили это всё переделывать, но «Окский берег» к тому моменту уже строился. И проблема обманутых дольщиков как раз связана с тем, что в свое время градостроительная документация и технические условия не были сделаны должным образом. В Богородске не хватало компетенций, чтобы проконтролировать эти вопросы. Затрагивая тему расширения границ — вот те же Новинки и «Окский берег». Там начали строить дома, а чтобы люди там жили нужны газ, вода, то есть получение технических условий. А получать их могли только в Богородске, где такой базы и мощностей нет. Теперь их включили в Нижний, и «Нижегородский водоканал» тянет туда сети. Поэтому в некоторой степени расширение границ было обусловлено тем, что по факту началось освоение этих территорий, а обеспечить их коммуникациями Богородск не мог. Но вообще это расширение было намечено генеральным планом. Эти территории всегда предназначались для развития города, это входило в перспективы до 2030 года, — разъяснил специалист.
Если говорить о новом механизме, по которому будут застраивать регион уже в ближайшее время, то, как отметил главный архитектор, он не станет чем-то новым для Нижегородской области. По словам Сергея Попова, власти ушли от точечной застройки около шести лет назад — еще до введения КРТ.
— Даже если в каком-то квартале возникало строящееся здание на пустом месте, это не значит, что пришли и построили, — сказал Сергей Попов. — Это значит, что на этот район разработали проект планировки, и строительство обосновано наличием мест в детском саду, возможностью построить парковки и другими параметрами.
Выбор архитектора
Какие же здания в Нижнем нравятся главному архитектору региона? Как признался Попов, ему нравятся проекты, которые он создавал вместе с коллегами. Среди известных проектов архитектора — банк «Гарантия» на Малой Покровской, «Башня-репродуктор» на Фрунзе, здание «Макдональдса» на привокзальной площади, ТЦ «Парк Авеню», «Сити» и множество других.
— Мне нравится, что проектировал архитектор Андрей Степовой. Он проектировал, например, пристрой со стороны Холодного переулка к зданию Госбанка. Нравится здание «Лукойла» на улице Грузинской архитектора Валерия Никишина, нравятся некоторые проекты «Архстроя» (мастерская проектировала «Дом на Свободе», ЖК «Шаляпин» на Октябрьской. — Прим. ред.), — рассказал Сергей Попов.
К удачным проектам последних лет он также отнес новое здание на перекрестке Ошарской и Октябрьской. Дом выполнен из красного кирпича с темными рамами на верхних этажах, а главным элементом стала черная внешняя лестница — она быстро обрела популярность среди нижегородцев для стильных фотографий.
Также неплохими Попов назвал «Дом на Свободе», «Дельвиг» и проект будущего ИТ-кампуса в районе Больших Оврагов.
Что касается проектов, которые Сергею Попову, не нравятся, то он ответил довольно коротко.
— За годы работы я вроде не допустил, чтобы появилось что-то, что мне не нравилось.
Однако процедура согласования новых зданий с архитектурным советом существовала в регионе не всегда. Точнее, это была лишь рекомендация. И многие инвесторы пользовались такой возможностью, строив здания на свой вкус.
— Раньше это согласование не было обязательным, чтобы не усложнять жизнь инвесторам. А в 2017 году появился федеральный закон, формирующий исчерпывающий перечень процедур, которые нужно было пройти, чтобы получить разрешение на строительство. И в этот список было включено согласование архитектуры. И, несмотря на то, что Градостроительный кодекс это запрещал, на основании федерального закона мы ввели процедуру согласования архитектуры, — пояснил Попов.
Такие послабления внесли немалые коррективы в облик города. Примером можно назвать проект торгового центра «Шайба» на Московском шоссе. Здание проектировал Валерий Никишин, он также был соавтором проекта театра «Комедия» и ТЦ «Этажи». Как считает главный архитектор области, на бумаге «Шайба» выглядела иначе, но построили здание из того, что было.
— По архитектуре «Шайба» нормальное здание, но в 90-е использовали сэндвич-панели. Тогда вообще был период, когда никто ничего не согласовывал. Из чего было, из того и строили. Я видел, как это выглядело в проекте, как его построили — это другой вопрос, — ответил Попов.
К списку неудачных построек главный архитектор также отнес здание из силикатного кирпича около торгового центра «Шоколад». Внешний вид этого дома, по словам Попова, тоже не согласовывали.
И подобных несогласованных зданий в Нижнем было немало. Со следующего года процедура работы с архитектурным советом в очередной раз поменяется. С января инвесторы будут руководствоваться регламентом АГО — архитектурно-градостроительного облика. В документе будут указаны требования к цвету, отделке, остеклению фасадов и размещению на них технического и инженерного оборудования.
— Федеральные власти посчитали, что где-то кто-то своевольничает и занимается вкусовщиной. Поэтому сказали издать регламент по архитектуре, и инвестор будет ему следовать. Хотя на деле это как издать регламент для художника, как рисовать пейзаж. У нас будет так же — столько-то окон, столько-то стекла, цвет и так далее. То есть официально на архсовет им не нужно будет ходить, а лишь по желанию, — отметил Сергей Попов.
Как новые правила отразится на облике Нижнего, станет понятно лишь со временем — строительство имеет довольно долгий инвестиционный цикл, около пяти лет.
Что касается будущего Нижнего, главный архитектор региона считает, что архитектурный контекст будет сохраняться, так же как и ценные здания. Окраины районов постепенно будут развиваться, как и заречная часть города. А вот центральная часть, по мнению Попова, уже особо не изменится.