Как только в Россию пришла мода на трапезы вне дома, по всей стране начали появляться трактиры для тех, кто жил поскромнее, и рестораны для тех, кто жил «на широкую ногу». Появление заведений не обошло стороной и Нижний Новгород. После того как формат питейных мест пришелся людям по вкусу, началась борьба за трезвость. В городах стали закрываться водочные магазины. На смену трактирам пришли чайные, где проходили поэтические вечера и концерты и устраивались другие варианты культурного отдыха.
NN.RU вспомнил, какие трактиры и рестораны были популярны в Нижнем в XIX веке. Здания некоторых заведений сохранились до сих пор — что с ними стало спустя века, читайте в нашем материале.
Трактир «Ошара»
В дореволюционные годы на одной из самых криминальных улиц Нижнего Ошарской находился трактир «Ошара». Он просуществовал до 1899 года. В толковом словаре Владимира Даля говорится, что «ошара» соотносится со словом «обшарить», что означает обокрасть, обворовать. То есть заведение получило такое название по той причине, что здесь «обшаривали» подвыпивших посетителей.
Дом, где располагалось питейное заведение, принадлежал известному деятелю городского самоуправления Нижнего, купцу второй гильдии Ивану Кварталову. Он также несколько лет возглавлял городскую думу.
Сейчас о криминальном прошлом места ничего не напоминает — это одна из центральных улиц города. А в здании, где раньше находился трактир, теперь работает ресторан итальянской кухни Mükka, где подают пиццу из дровяной печи и пасту ручной работы.
Чайная «Столбы»
Улицу Кожевенную в Нижнем Новгороде по праву можно считать музеем босяцкой жизни. Именно этим местом под кремлем, где обитали бедняки и торговцы, вдохновлялся Максим Горький, когда работал над своей пьесой «На дне».
По инициативе писателя в здании, которое построил купец Федор Переплетчиков, открыли чайную — клуб для бедных, проживающих в соседней «Миллиошке», так называемых нижегородских трущобах.
Как считал Горький, культурная чайная вырвет обитателей нижегородского «дна» из кабалы трактирщиков. Как писал купец Николай Бугров, за несколько копеек людям давали хлеб и порцию чая, а главное — они могли находиться в тепле, попутно слушая литературные чтения или игру на пианино.
Заведение прозвали «Столбы» из-за колон, установленных на входе. Проработала чайная всего несколько лет. В советские годы там размещалась библиотека и коммунальное общежитие, а сейчас — офисы и рюмочная «На дне» (название — отсылка к произведению Максима Горького).
«Старая Казань»
Одним из самых популярных нижегородских трактиров конца XIX — начала XX веков был трактир «Старая Казань» на Гордеевке. Это было деревянное двухэтажное здание, на первом этаже которого хозяин держал паточную фабрику и небольшой магазинчик.
В советские годы дом стал просто жилым, но с годами его состояние сильно ухудшалось. В 2017 году к нам в редакцию обратилась жительница этого дома, которая хотела, чтобы постройку признали аварийной и их переселили в другое место. Однако, для этого нужно было найти всех собственников, а это 20 человек. Внезапный поворот в истории произошел после вмешательства мэрии. Оказалось, что по документам дом не был многоквартирным, как думали жильцы, поэтому в программу расселения его включить не могут. Как сложилась судьба жильцов, неизвестно, но здание сохранилось до нашего времени. Правда, его состояние оставляет желать лучшего.
Ресторан «Савой»
В конце 1870-х в центре города на Большой Покровской появился особняк купца Егора Пальцева. Доходный дом был возведен в стиле академической эклектики и украшен скульптурами кариатид и атлантов.
В здании располагался ресторан «Савой», а второй и третий этаж сдавались внаем под частные квартиры. За годы на первом этаже дома сменилось немало ресторанов. Сейчас в главной части особняка находится ресторан «Министерство завтраков».
Нижегородская Городская чайная
В 1912 году на Нижне-Волжской набережной была построена амбулатория волжских судорабочих. Это была бесплатная больница для речных рабочих, которым срочно требовалась медицинская помощь. Тогда же в соседнем здании открылась городская чайная. Вместе эти постройки составляли архитектурный комплекс «Ансамбль финской пароходной компании» в стиле историзирующего модерна, в данном случае — повторение готической архитектуры с башнями и остроконечными и арочными окнами.
Оба здания сохранились почти в первозданном виде, сейчас там располагаются рестораны. В доме № 21 находится гриль-бар Butch & Dutch, когда-то там размещался бар «Бизон», славившийся своими громкими вечеринками. А в доме № 23 находился легендарный ресторан «Плакучая ива», который совсем недавно закрылся. Скоро вместо него откроется заведение звезды «Руки Вверх» Сергея Жукова.
Ресторан братьев Розановых
Двухэтажный особняк в центре Большой Покровской был построен еще в XVIII веке. Первой перестройкой доходного дома занялся купец Осташников. Позднее, в середине 1890-х годов, в здании была открыта кондитерская нижегородского купца Александра Розанова, которая позднее получила название «Красный Октябрь». В начале 2000-х производство переехало в Сормово.
Через некоторое время после открытия кондитерской, в 1905 году, на первом этаже появился ресторан братьев Николая и Александра Розановых. Фасад был также частично перестроен — появились модные витринные окна, а стены украшали лепные детали в виде хризантем. Над входной дверью, прямо над глазом фонаря, распростерла крылья сова — символ мудрости. Кроме того, нижегородский архитектор Дмитрий Вернер оставил на фасаде свой автограф, который частично сохранился и до наших дней.
Несколько лет в здании размещался магазин подарков «Красный куб», а после его закрытия открылась бургерная «Мясоroob».
Ресторан Пермякова
Когда-то на площади Маркина стояли непримечательные доходные дома. Однако к середине XIX века их приобрели купцы Блиновы, которые решили использовать удобное расположение рядом с портом себе во благо. Так началось строительство громадного здания «Блиновского пассажа».
Четырехэтажное здание стало крупнейшим торговым центром того времени. Там же находился ресторан Пермякова, где в ноябре 1901 года местная интеллигенция и студенческая молодежь провожала писателя Максима Горького на лечение в Крым, а затем в ссылку в Арзамас. На банкете Горький прочел собравшимся свой сатирический памфлет «О писателе, который зазнался», вызвавший большой резонанс у публики. Провожали Горького до самого вокзала.
Трактир Бобикова
Еще одно из известнейших мест прошлого, о котором остались только воспоминания, — трактир Бобикова в Сормове. Как писали в газете «Красный Сормович», это было большое двухэтажное здание, землю для которого выкупил винный торговец по фамилии Бобиков. Вмещало заведение до 400 человек и было заставлено небольшими столиками, рассчитанными на 4–5 посетителей. Клиенты объединялись в группы по специальностям и интересам и пропивали получку. Основную массу посетителей составляли рабочие Сормовского завода.
Предположительно, трактир находился на «сормовской базарной площади» — это в районе нынешней площади Славы. Раньше, возможно, вплоть до революции 1917 года, там был «центр Сормова». Посетителей в заведении было немного, многие жаловались на дорогие закуски и недостаточные порции алкоголя. Ухудшало ситуацию и болото, которое находилось неподалеку — в нем застревали даже повозки с лошадьми.