Михаил переехал в Нижний Новгород из Пензы, устроился работать в такси и «крутит баранку» уже около восьми лет. В детстве после травмы он потерял слух, но это не помешало Михаилу найти интересную и любимую работу. С пассажирами нижегородец общается либо жестами, либо сообщениями в чате. В беседе с NN.RU Михаил рассказал, как начал работать в этой индустрии и почему не хочет возвращаться в сегмент «эконом».
Михаилу 40 лет, он родом из Мурманска. Еще в детстве семья переехала в Пензу, а позднее мужчина перебрался в Нижний Новгород. Михаил потерял слух, когда был ребенком — катался на велосипеде и неудачно упал, ударившись головой. После травмы он слышал всё хуже и хуже.
В сфере перевозок Михаил трудится уже восемь лет и застал времена, когда водителям приходилось ездить без онлайн-приложений. По словам мужчины, тогда ориентироваться и принимать заказы было гораздо сложнее.
— С приложением «Яндекс Go» выполнять заказы, конечно, удобнее. Сразу видно, откуда надо забрать и куда привезти, а также видно, когда пассажир изменил адрес, — отметил Михаил.
Теперь вся нужная информация отображается в телефоне, и водителю не нужно выспрашивать адрес поездки. Можно просто показать или спросить всю нужную информацию через смартфон (например, написав сообщение в общий чат с пассажиром). В основном Михаил общается с пассажирами именно так. Некоторые фразы он может читать по губам, но на практике это не очень удобно, поскольку отвлекает от дороги.
— Когда пассажир садится, я уточняю в чате, по какому адресу ехать. Мы едем, и после поездки пассажиры часто говорят «спасибо», прямо жест такой используют.
Клиентов, которые общаются с Михаилом на жестовом языке — немного. Обычно это слабослышащие, которые знают РЖЯ (русский жестовый язык). Люди без проблем со слухом обычно могут показать лишь несколько стандартных фраз, например, «спасибо». К слову, если поездка проходит со слабослышащим водителем, то приложение Яндекс Go даст подсказку, как поблагодарить его на жестовом языке. Как признался Михаил, даже от такой мелочи становится приятно.
Первое время мужчина работал в эконом-сегменте. Но постепенно стал уставать от пятничных «пьяных» заказов. Когда появилась возможность, мужчина перешел работать в «Комфорт+». Там, по его словам, водить гораздо спокойнее.
— Я доволен оплатой — зарабатывать стал больше. Люди более культурные, внимательные и более благодарные, с ними работать приятнее.
За время работы бывали разные ситуации, например, когда пассажир просто не оплачивал заказ. Но решались такие инциденты довольно быстро.
— Говорят, сейчас, подождите, через пять минут приду и оплачу. В итоге человек испаряется. В таких случаях я жаловался в службу поддержки, и мне помогали решить проблему.
Бывает и такое, что пассажир не указывает, что едет с животным. Казалось бы, для кого-то это мелочь, а в итоге салон приходится тщательно чистить от шерсти, ведь у следующего пассажира может быть аллергия. Несмотря на это Михаил обычно не отказывается от поездок с питомцами.
Работает Михаил в независимости от времени суток — иногда выходит по 12 рабочих часов с перерывами. В работе нижегородцу нравится свободный график и приятный бонус в виде чаевых.
За годы работы мужчина повидал множество дорог. И нижегородские его полностью устраивают. Он не принимает заказы в область, а ездит лишь в черте города, где состояние полотна, по его словам, «нормальное».
— Когда я выполнял заказы в «экономе», то там приходилось ездить до деревни, дороги там как раз плохие. Сейчас я выполняю заказы преимущественно в «Комфорте» или «Комфорте+», и поездки в основном по Нижнему, а здесь дороги нормальные.
Бывает, что Михаила останавливают сотрудники ГИБДД. Однако специфических проблем в общении с ними не возникает: всё, говорит, как у остальных. Тормозят, просят права. Михаил может говорить, хоть и с некоторыми нарушениями — с ним для этого занимались с детства со специальными слуховыми аппаратами.
— Я им говорю, что не слышу, и они молча смотрят документы, проверяют и потом отпускают.
Как рассказали в «Яндекс Go», в Нижнем Новгороде работают более 100 водителей с нарушением слуха. Как рассказали в пресс-службе компании, для водителей с нарушениями слуха приложение настроено иначе, вместо звуковых сообщений оно присылает визуальный сигнал: гаджет вибрирует, а его экран — мигает, сигнализируя о новом заказе.
Машины слабослышащих водителей оснащены подголовниками с надписью «Глухой или слабослышащий водитель», а также карточками, которые помогут пассажиру обратиться к водителю с просьбой и быстро решить возможные вопросы. Система также информирует пользователя, что к нему на заказ едет глухой или слабослышащий водитель и отключает возможность звонка.