![](https://n1s1.hsmedia.ru/87/cf/91/87cf91ce81220523fb60611fcd6893dc/656x438_1:5583_171966449a9491a7a497843816386d8e@2560x1707_0xE6L402fJ_0330950161485418101.jpg.webp)
Михаил переехал в Нижний Новгород из Пензы, устроился работать в такси и «крутит баранку» уже около восьми лет. В детстве после травмы он потерял слух, но это не помешало Михаилу найти интересную и любимую работу. С пассажирами нижегородец общается либо жестами, либо сообщениями в чате. В беседе с NN.RU Михаил рассказал, как начал работать в этой индустрии и почему не хочет возвращаться в сегмент «эконом».
Михаилу 40 лет, он родом из Мурманска. Еще в детстве семья переехала в Пензу, а позднее мужчина перебрался в Нижний Новгород. Михаил потерял слух, когда был ребенком — катался на велосипеде и неудачно упал, ударившись головой. После травмы он слышал всё хуже и хуже.
В сфере перевозок Михаил трудится уже восемь лет и застал времена, когда водителям приходилось ездить без онлайн-приложений. По словам мужчины, тогда ориентироваться и принимать заказы было гораздо сложнее.
— С приложением «Яндекс Go» выполнять заказы, конечно, удобнее. Сразу видно, откуда надо забрать и куда привезти, а также видно, когда пассажир изменил адрес, — отметил Михаил.
Теперь вся нужная информация отображается в телефоне, и водителю не нужно выспрашивать адрес поездки. Можно просто показать или спросить всю нужную информацию через смартфон (например, написав сообщение в общий чат с пассажиром). В основном Михаил общается с пассажирами именно так. Некоторые фразы он может читать по губам, но на практике это не очень удобно, поскольку отвлекает от дороги.
— Когда пассажир садится, я уточняю в чате, по какому адресу ехать. Мы едем, и после поездки пассажиры часто говорят «спасибо», прямо жест такой используют.
Клиентов, которые общаются с Михаилом на жестовом языке — немного. Обычно это слабослышащие, которые знают РЖЯ (русский жестовый язык). Люди без проблем со слухом обычно могут показать лишь несколько стандартных фраз, например, «спасибо». К слову, если поездка проходит со слабослышащим водителем, то приложение Яндекс Go даст подсказку, как поблагодарить его на жестовом языке. Как признался Михаил, даже от такой мелочи становится приятно.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/63/9c/61/639c6164bf347b65608ee10611fe33f9/656x438_1:5583_2294759c2e5f639725786c233f6d0a67@1280x853_0xxTS3T65g_8475489899642026553.jpg.webp)
Первое время мужчина работал в эконом-сегменте. Но постепенно стал уставать от пятничных «пьяных» заказов. Когда появилась возможность, мужчина перешел работать в «Комфорт+». Там, по его словам, водить гораздо спокойнее.
— Я доволен оплатой — зарабатывать стал больше. Люди более культурные, внимательные и более благодарные, с ними работать приятнее.
За время работы бывали разные ситуации, например, когда пассажир просто не оплачивал заказ. Но решались такие инциденты довольно быстро.
— Говорят, сейчас, подождите, через пять минут приду и оплачу. В итоге человек испаряется. В таких случаях я жаловался в службу поддержки, и мне помогали решить проблему.
Бывает и такое, что пассажир не указывает, что едет с животным. Казалось бы, для кого-то это мелочь, а в итоге салон приходится тщательно чистить от шерсти, ведь у следующего пассажира может быть аллергия. Несмотря на это Михаил обычно не отказывается от поездок с питомцами.
Работает Михаил в независимости от времени суток — иногда выходит по 12 рабочих часов с перерывами. В работе нижегородцу нравится свободный график и приятный бонус в виде чаевых.
За годы работы мужчина повидал множество дорог. И нижегородские его полностью устраивают. Он не принимает заказы в область, а ездит лишь в черте города, где состояние полотна, по его словам, «нормальное».
— Когда я выполнял заказы в «экономе», то там приходилось ездить до деревни, дороги там как раз плохие. Сейчас я выполняю заказы преимущественно в «Комфорте» или «Комфорте+», и поездки в основном по Нижнему, а здесь дороги нормальные.
Бывает, что Михаила останавливают сотрудники ГИБДД. Однако специфических проблем в общении с ними не возникает: всё, говорит, как у остальных. Тормозят, просят права. Михаил может говорить, хоть и с некоторыми нарушениями — с ним для этого занимались с детства со специальными слуховыми аппаратами.
— Я им говорю, что не слышу, и они молча смотрят документы, проверяют и потом отпускают.
Как рассказали в «Яндекс Go», в Нижнем Новгороде работают более 100 водителей с нарушением слуха. Как рассказали в пресс-службе компании, для водителей с нарушениями слуха приложение настроено иначе, вместо звуковых сообщений оно присылает визуальный сигнал: гаджет вибрирует, а его экран — мигает, сигнализируя о новом заказе.
Машины слабослышащих водителей оснащены подголовниками с надписью «Глухой или слабослышащий водитель», а также карточками, которые помогут пассажиру обратиться к водителю с просьбой и быстро решить возможные вопросы. Система также информирует пользователя, что к нему на заказ едет глухой или слабослышащий водитель и отключает возможность звонка.