Проблема буллинга, или школьного насилия, является актуальной для многих стран мира, включая Россию. К сожалению, эта проблема не обошла стороной и нижегородские учебные заведения. Буквально на днях мы писали, как толпа подростков глумилась над одноклассником. Зачинщика травли быстро вычислили и заставили извиниться на камеру, но, увы, подобные ситуации происходят регулярно. Несколько месяцев назад в одном из колледжей педагог матерился на своих учеников и заставлял их отжиматься. А в другой школе дети мигрантов жестоко избивали своих одноклассников.
При этом у буллинга имеются причины, а порой есть и серьезные (иногда даже трагические) последствия. NN.RU пообщался с педагогом одной из школ Нижнего Новгорода и экспертами-психологами, чтобы понять, насколько серьезна сейчас проблема насилия в наших школах, почему ребенок может подвергаться травле, а самое главное — что делать в такой ситуации.
Учитель — о причинах буллинга
Инна Нечаева (имя изменено по просьбе героя. — Прим. ред.) работает в школе порядка трех лет и отмечает, что она сталкивалась с буллингом и как ребенок, и как учитель. По мнению педагога, жертвы зачастую не понимают в какой ситуации находятся, не знают, как себя вести и к кому обращаться.
— Обычно говорят, что есть две стороны — участники травли, но на самом деле это совсем не так. Когда в коллективе происходит травля, то задействованы абсолютно все. Можно выделить следующие роли: буллер, его активные сторонники, пассивные сторонники, жертва, защитники, потенциальные защитники и те, кто стараются быть в стороне, — считает Инна.
По опыту педагога, класс, как развивающийся коллектив, может сменить роли. Жертва под воздействием страха сама внезапно может встать на место агрессора. Защитники — перестать ими быть, потому что теперь травля направлена уже на них.
На уровне школы конфликт чаще всего решается просто — беседа с агрессором и жертвой. Одним говорят, что так себя вести нельзя, другим — что не надо обращать внимания. И чаще всего, по мнению нижегородки, это абсолютно не работает. Необходимо решать проблему исходя не из ее острой фазы, а из предпосылок.
— Нужно понимать, что ребенок не сам по себе стал агрессором, а другой жертвой. Лучший вариант, когда с детьми начинает работать психолог. В некоторых школах их нет, там занимаются другими делами и до проблем во взаимоотношении детей педагогам не всегда есть дело. Со своим классом я продвигаю политику того, что у каждого есть положительные и отрицательные стороны, просто мы о них можем не знать. Как учитель предметник я запрещаю задирать кого-то из учащихся на моих уроках. Да, это не решает проблему в целом, но останавливает хотя бы на урок, — считает учитель.
Однако большая ответственность в ситуации с буллингом лежит на родителях школьников. Например, на практике у нижегородки был случай, когда взрослые считали, что происходящее с их детьми — совсем не травля, а способ общаться и взаимодействовать. Учителя говорили школьникам, что так себя вести нельзя, а родители — что это норма.
— И вот это гораздо бо́льшая проблема, так как в этом классе травля не прекратится до тех пор, пока дети психологически не задавят всех потенциальных жертв. Я помню свой шок от фразы, что ребенок предпочтет смеяться со всеми, чем смеяться будут над ним. Это звучит страшно.
Однако нередко взрослые и вовсе не в курсе, что его ребенка травят, а уж тем более бьют. Предпринять какие-то меры, не зная всей ситуации, невозможно. Учитель уточняет, что бесконечная травля может привести к трагичным событиям — суициду и шутингу. Однако Инна также уточняет, что социальное давление не может быть оправданием для такого поступка.
— Ни у кого почему-то не вызывает вопросов, почему человек стал убийцей и вором, это осуждаемое поведение. А сейчас часто пытаются оправдать шутеров в их поступке тем, что его/ее затравили и вот он бедный-несчастный взялся за ружье. Жизнь полна разных событий и события можно пытаться изменить, — заключила нижегородка.
Что говорят психологи
Мы также пообщались на тему проблемы буллинга с экспертами. Ольга Камышинская, психолог, консультант по психогенетике и семейным отношениям, отмечает, что проблема травли в школах ежегодно набирает обороты. Причем буллинг может быть как психологический, так и физический. Однако явление это не новое и существовало практически всегда.
— Дети пытаются занять свое место в классе. Поэтому это такие моменты, связанные с треугольником Карпмана: жертва — палач — спасатель. Он показывает, что сознание жертвы существует. То есть дети по этому треугольнику ходят, каждый по своей роли. То есть он жертва, например, в школе, а дома на младшей сестре может отрываться и быть палачом. А мама будет спасать младшего ребенка.
Однако оставлять травлю без внимания нельзя. Эксперт считает, что подобные действия должны пресекаться, о чем ребенок должен знать наперед. С участниками должны проводить работу и правоохранительные органы, и психологи.
Последствия буллинга для школы весьма серьезны. Впавший в состояние жертвы ребенок может уходить в изоляцию и стать изгоем. В крайних случаях травля может привести к суициду, так как неокрепшая детская психика может не справиться с давлением. Чаще всего травят детей, которые чувствуют себя брошенными и отвергнутыми. Например, если семья неполная и школьнику не уделяется достаточного внимания взрослых.
— Лидер, как правило, тот, у кого высокий уровень тестостерона. Он сильный и уверенный в себе человек. Это считывается другими, поэтому за ним идут люди. Лидер может оказывать на группу людей благоприятное воздействие, а может деструктивное. Агрессоры должны быть наказаны. И это должно отразиться на их будущем. Когда они знают, что последствия за их поведение понесут родители, которых они боятся, это будет их останавливать, — считает психолог.
В свою очередь член комиссии по направлению «Культура» Госсовета РФ, директор центра «Семья и Родина» Наталья Локтева заявила, что травля имеет под собой одну важную составляющую — эмоциональную нестабильность буллера, желание прожить тревогу или дискомфорт путем их замещения агрессией, привлечения к себе внимания (поэтому буллинг без свидетелей бессмыслен), повышения своей самооценки и самоидентификации в обществе. Что касается тем для буллинга, чаще всего жертвами травли становятся дети, чем-либо отличающиеся от других: в материальном, образовательном, физическом, национальном плане.
Как распознать, что ребенка травят
Возникает травля по нескольким причинам: популярность решения проблем агрессивными методами, жестокое обращение в семье и даже педагогическое влияние. Например, когда учитель сам создает нездоровую обстановку в коллективе: прибегает к публичному порицанию, оскорблениям и повышенной конкуренции, а дети копируют это поведение.
Увы, но справиться с буллингом подростку самостоятельно практически невозможно по ряду причин. А потому ключевая роль в решении конфликта отводится психологам, родителям и педагогам. Самое важное со стороны взрослых — это вовремя распознать попытки травли, создать комфортные условия для обучения, поощрять положительные взаимоотношения учеников, устраивать различные коллективные мероприятия.
Родители также должны быть более внимательными к своим детям. Их должно насторожить, что ребенок выражает негативное отношение к школе и не хочет идти на занятия. Кстати, частые болезни тоже можно отнести к последнему пункту, ведь они могут возникать из-за психосоматических нарушений. Также, по мнению специалиста, в поведении школьника должны насторожить подавленное настроение, раздражительность, эмоциональная лабильность, из-за чего он может часто плакать, постоянно хотеть спать или закрываться один в комнате. Но ребенок вряд ли захочет сам рассказать о своей проблеме, напротив, он может всячески избегать тему школы и одноклассников.
Однако, как показывает практика, зачастую подросток остается со своей проблемой наедине. Чаще всего родители выбирают просто перевести чадо в другую школу в надежде, что ему там будет лучше. Также нередко подростку советуют самому решить проблему со своими обидчиками и постараться завоевать авторитет.
— Новый закон об ограничении буллинга как раз призван перевернуть представление об этом явлении с «терпимого» до «неприемлемого» и внедрить понятие коллективной ответственности за него. Помните, что школьный буллинг вызывает тяжелые психологические травмы, которые переносятся во взрослую жизнь и становятся причинами затяжной депрессии, панических атак, социофобии, психосоматических заболеваний и даже самоубийств, — заключила эксперт.