От редакции. Стрельбу в казанской школе и ее причины обсуждает вся страна. Одни уверены, что нужно усиливать охрану школ, другие — запрещать продажу оружия. Третьи винят во всем буллинг. Конечно, в этой конкретной трагедии будет разбираться следствие. Ректор Приволжского исследовательского медицинского университета Николай Карякин уверен, что только силовыми мерами столько болезненную проблему не решить. Нужно выстраивать работу психологов и психиатров с детьми и родителями.
— Как защитить наших детей? Борский стрелок, Казань…Самое страшное, что новые запятые в этом предложении могут появляться снова и снова.
Звучат призывы усилить охрану образовательных организаций. Безусловно, элементарный пропускной режим должен быть. Но школа для детей была и остается вторым домом, превращать ее в неприступный бастион было бы неправильным.
Два дня с профессиональным врачебным сообществом психиатров и психологов Нижегородской области искали глубинные причины и пути выхода из этой ситуации.
Статистика не утешительна. По данным Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии им. Сербского, почти четверть российских школьников имеют проблемы с психическим здоровьем. У 5,5% из них расстройства личности ведут к нарушению поведения и социальной дезадаптации.
За психиатрической помощью и взрослые, и подростки обращаются или несвоевременно, или вовсе этого не делают. Предубеждение — «лежал в психушке» или позорное клеймо — «у него не все дома» живы в нашем обществе, к сожалению, до сих пор.
В поле зрения врачей-психиатров попадают, как правило, только школьники из общепринятых групп риска: совершившие противоправные действия, обратившиеся за помощью в связи с физическим и сексуальным насилием, страдающие от тяжелых соматических заболеваний. «Здоровые подростки» к психиатру не пойдут в 99% случаев. Да и для обследования потребуется согласие не только самих детей, но и их родителей.
Какие меры профилактики психической патологии мы считаем важными:
Через обязательные образовательные программы необходимо повышать информированность родителей и педагогов о законодательных основах оказания психиатрической помощи подросткам, распространенности психических расстройств среди школьников и факторах, влияющих на их развитие.
Ввести скрининг качества психического здоровья и психологического благополучия учащихся для оценки его динамики и факторов, ухудшающих или улучшающих показатели.
Повышать уровень грамотности педагогов путем включения в программы повышения квалификации медико-психологических аспектов психического здоровья школьников.
Лично я уже поставил задачи нашим клиницистам, педагогам и специалистам Института клинической психологии ПИМУ:
Разработать стратегии поведения родителей, педагогов и администрации школ в случае появления у подростков симптомов психической патологии.
Разработать программы, направленные на улучшение школьной адаптации с учетом индивидуального качества психического здоровья (медико-психологические, психотерапевтические).
Напомним, что бывший начальник нижегородского Центра «Э» полковник Трифонов тоже предложил свои варианты решения проблемы стрельбы в школах.
Согласны с автором?