Телефонный разговор пропавшего в Мулино срочника Евгения Дёмина со службой 112, когда он говорил, что замерзает и просил его спасти, вызвал множество вопросов у общественности. Многим показалось, что диспетчеры службы повели себя непрофессионально и никак не смогли помочь парню, который уверял, что находится на грани смерти. Сегодня мы решили разобраться, почему же специальные службы не смогут отследить ваше местоположение, даже если вы сами об этом попросите.
Год назад Счетная палата России озвучила итоги работы системы-112 в регионах. Оказалось, что полноценно ею могут воспользоваться только 28% населения страны. В 73 регионах система-112 развернута не полностью, хотя на реализацию федеральной целевой программы было израсходовано более 14 миллиардов рублей.
Мы поговорили с техническим разработчиком системы-112. На условиях анонимности он рассказал о том, как система должна работать в идеале, и о том, как все обстоит на самом деле.
Что такое система-112 и как она должна работать
Была задумка сделать единый номер, унифицированный с европейским, у них он тоже 112, чтобы человек мог звонить по нему, оказавшись в экстренной ситуации. Оператор, выслушав абонента, вызывает соответствующую экстренную службу, а его местонахождение с определенной точностью должно было определяться автоматически.
В момент вызова у оператора в полях данных появляется полная информация о человеке, вплоть до паспортных данных, на кого зарегистрирована сим-карта. Это позволяет понять, кто звонил.
В общем, система сделана, чтобы автоматизировать спасение. Оператор службы 112 одной кнопкой может переключиться на дежурные диспетчерские службы: пожарные, скорая, полиция, газовая служба и другие возможные экстренные службы.
Кроме того, у оператора службы 112 должны показываться все транспортные средства в онлайн-режиме. Также с машинами должна быть связь, оператор может нажать на кнопку и связаться, например, с машиной скорой помощи (в России это реализовано далеко не везде).
Как система работает на практике
В июне 2018 года система прошла госиспытания и вошла в промышленную эксплуатацию, по сути, она должна работать так, как была задумана.
Но на практике многое не работает. Например, в 112 автоматически не передаются точные геоданные абонента, что является самым важным. МЧС автоматически не получает данные о местонахождении абонента и, по сути, может их запросить через суд или получить от полиции или спецслужб. Хотя, раз есть базовая станция, номер приемопередатчика (это антенна и передатчик сотового сигнала в одном конструктиве, размещены на вышках связи и крышах зданий) определить можно. Причем автоматическое определение местоположения абонента для МЧС даже не планируется.
В США на айфонах есть функция, при которой ты можешь нажать кнопку SOS — и у тебя идет вызов на 911, и одновременно с телефона пересылаются твои географические координаты, не нужно никаких пеленгов с разных базовых станций.
Согласно регламентам МЧС, спасатели не могут спрашивать у операторов сотовой связи номер приемопередатчика. На каждой вышке он не один, их там от 3 до 10, у каждого свой сектор — угол, куда он «стреляет», и по этому углу можно достаточно четко определить, откуда сделан вызов. У 112 этого функционала нет.
Также система-112 пока проблемно работает на стыке регионов. Например, если ты находишься на границе Пермского края и Свердловской области, то может возникнуть ситуация, что оператор 112 после приёма вызова не сможет перевести вызов в соответствующую дежурно-диспетчерскую службу и предложит набрать отличный от 112 номер. Дело в том, что систему-112 в разных субъектах РФ зачастую строят разные подрядчики, решения которых ещё не состыкованы (не проинтегрированы).
Самый большой вопрос в следующем: сейчас на всех смартфонах есть модуль GPS, и, по идее, любой человек может научиться снимать географические координаты.
Представьте, человек погибает, точка на карте у оператора не показалась, показался только номер базовой станции, это мог быть, например, круг диаметром 6 километров. Это мало что дает.
Я специально посмотрел регламент работы операторов 112 и дежурно-диспетчерских служб, там даже не прописано, что операторы должны знать, что из смартфона можно «вынуть» координаты. Хотя это самое элементарное.
У регионов нет денег
По итогу оператор 112 получает только паспортные данные звонившего, а точные данные геолокации с разных базовых станций и вышек доступны только для полиции и спецслужб.
Я разговаривал со специалистами из ФГБУ ВНИИ ГОЧС в Москве (Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России), спрашивал, планируется ли вводить автоматическую передачу данных с GPS-модуля смартфона при звонке на 112, мне ответили, что нет — и на совещаниях про это даже не идет речи, так как у регионов нет на это денег.
Система-112 для каждого региона стоит около 200–400 миллионов рублей в зависимости от количества муниципальных районов и местных особенностей. На практике регионам выделили по 20–30 миллионов из федерального бюджета, чтобы был минимальный функционал, можно было запустить систему-112 в усечённом варианте в административном центре субъекта РФ.
Это странно, но вводить автоматизированную систему передачи геоданных не позволяет и законодательство, это считается разглашением персональных данных. То есть передаваемые диспетчеру паспортные данные абонента таковыми не считаются, а геолокация — наоборот.
Наши коллеги из E1.RU связались с ФГБУ «Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России». Именно этот институт занимался разработкой системы-112 по всей стране. Там подтвердили слова нашего собеседника. Действительно, данные о местоположении операторам 112 не передаются. Но в институте подчеркнули, что это связано не с нехваткой финансирования, а с законодательными препонами, действительно, автоматическая отправка геоданных абонента противоречит закону о защите персональных данных.