Сегодня, 9 октября, в Нижнем Новгороде вспоминают первого современного нижегородского губернатора Бориса Немцова. В этот день ему могло бы исполниться 57 лет. Борис, который последние годы находился в оппозиции и активно критиковал российскую власть, был застрелен 27 февраля 2015 года в центре Москвы.
В архиве Александра Котюсова — бывшего пресс-секретаря и помощника Бориса Немцова — много фотографий. Журналист городского портала NN.RU вместе с Александром полистал страницы альбома.
19 лет назад Борис Николаевич сделал Борису Ефимовичу подарок. Взял их общую фотографию и написал «Совершенно секретно. Передаю эстафету».
— Я считаю, что отчасти эта фотография послужила причиной убийства Немцова, — заявил Александр Котюсов и пояснил свое мнение. — В 1997 году Ельцин сказал Немцову, что хочет его сделать своим преемником. И тем самым, с моей точки зрения, у Бориса Ефимовича серьезно изменилось мироощущение. То есть Немцов понял, что есть такая серьезная цель — управлять государством и поверил в себя. Поверил в Ельцина, который обещал — значит, сделает. А потом так получилось, что это все не вышло. Произошел дефолт.
Немцов написал заявление об увольнении из правительства — наверное, в душе он надеялся, что Ельцин его не отпустит, но президент не стал его удерживать. Получилось, что данное Ельциным обещание исчезло, не было выполнено. В итоге у нас появился другой президент. Преемником стал Владимир Владимирович. А у Бориса — чувство нереализованности. Он верил в себя, знал, что справится, а оказалось, что политика не такая простая вещь и есть в ней много сложностей. В результате всяких интриг он президентом не стал.
Дальше жизнь Немцова перетекла в оппозиционное русло. Он стал критиковать власть, стал с ней бороться, в том числе открыто… В результате всего этого он был убит. Я думаю, что если бы Борис Николаевич в 1997 году не вселил в Немцова веру в то, что тот может стать преемником, то у Немцова был бы, возможно, другой жизненный приоритет. Не было бы нетерпимости к Путину. Наверное, Немцов думал в душе: «А не мое ли место занял Путин? Я ведь должен был быть преемником».
— Когда вы последний раз встречались с Борисом Ефимовичем?
— Последние 5–6 лет перед убийством мы не общались. У него была своя жизнь, у меня — своя, в Нижнем Новгороде.
Наверное, наша последняя серьёзная встреча состоялась после выборов в Госдуму 2007 года, когда СПС набрал меньше 1% голосов. Боря занялся исключительно оппозиционной деятельностью. Мне же это было неинтересно. Я хотел заниматься чем-то более близким к земле. Никакого конфликта не было. Мы просто разошлись во взглядах. Я к нему всегда относился, отношусь и буду относиться позитивно. Он меня многому научил, был моим старшим товарищем.
— Почему, на ваш взгляд, в Нижнем Новгороде не могут увековечить память Бориса Немцова?
— Есть только слова в социальных сетях и на митингах. Но нет никакой реальной инициативы.
При администрации города существует комиссия по увековечиванию памяти выдающихся личностей. Я являюсь ее членом. С инициативой увековечить память Немцова никто не обращался.
— Вы могли бы выступить с такой инициативой?
— После смерти Немцова я провел небольшую работу в этом направлении. В Нижнем Новгороде есть четыре здания, связанных с именем Немцова и где могут быть установлены мемориальные таблички:
— дом на улице Агрономической, где Немцов некоторое время жил и жила его мама.
— ННГУ, где учился на радиофизическом факультете
— здание НИРФИ, где начинал работать
— здание областной администрации, где он работал губернатором
К сожалению, в ННГУ мне сказали, что «это невозможно». В НИРФИ ответили, что ученый совет принял решение вообще никаких досок на здание не вешать. Здание администрации Нижегородской области — это воля губернатора. А чтобы повестить доску на фасад жилого дома, нужно провести собрание всех жильцов. Это должна быть инициатива ДУКа…
Таким образом, на сегодняшний день в Нижнем Новгороде нет ни одного места, где бы были готовы повесить мемориальную плиту. При этом есть люди, которые готовы профинансировать ее установку. Думаю, что судьбе памятной доски в Нижнем Новгороде не позавидуешь: ее будут регулярно обливать краской, будут бить, писать непристойности…
Что же касается меня, то я Немцова любил и люблю независимо от того, есть доска или нет. Для меня это непринципиально.