На сегодняшнем заседании по делу депутата областного Заксобрания Александра Бочкарева начался допрос свидетелей. Исключенные из «Справедливой России» подтверждают торговлю депутатскими мандатами, действующие члены партии — отрицают.
— Для меня было неожиданностью, что это все вообще произошло. На моей памяти это первый раз, когда кто-то потребовал ответить за те деньги, которые у него взяли, — сказал корреспонденту NN.RU перед заседанием суда бывший член политсовета Алексей Якимов. — Для чистоты выборов, о которой любят говорить все, было бы логично завершить этот процесс и показать людям не только, как проходят выборы вообще, когда обвиняют власть в фальсификациях, но и как сами партии проводят эти выборы.
На заседании вспомнили историю, произошедшую в конце 2016 года. Нынешний зампредседателя регионального отделения «Справедливой России» Евгений Сабашников настаивает, что у свидетелей и подсудимого был конфликт, который вылился в открытое противостояние. Часть партийного актива попыталась отстранить Бочкарева от руководства местным отделением. В числе бунтовщиков были два свидетеля обвинения — Алексей Якимов и бывший секретарь бюро Светлана Черемова. В результате Бочкарев на месте усидел, а этих двоих исключили из партии.
— Александр Анатольевич Бочкарев на заседании совета в 2016 году озвучил ценник на мандат депутата Законодательного собрания — в 25 миллионов рублей. И это слышало много людей, — заявил на суде Якимов. — Один из кандидатов сказал так же во всеуслышание, что за него уже заплатили. Фамилию назвать?
Ответом было молчание. Светлана Черемина — а она на тот момент была вторым лицом в региональном отделении «СР» — подтвердила, что это было обычной практикой.
— Всегда на заседании совета Бочкарев озвучивал, что мандат стоит столько-то. И 10 миллионов было, и 20 и 25. Когда обсуждали, кто будет на каком месте, Сабашников (тогда руководитель ячейки Нижегородского района. — Прим. ред.) и Колесников (руководитель приокской ячейки. — Прим. ред.) хотели возглавить списки по своим районам. На что Бочкарев ответил: «А у вас есть средства?» — пояснила она.
Евгений Сабашников уверен, что вышло недопонимание. Речь шла о стоимости предвыборной кампании, а не мандата.
— В результате тех споров на совете и Колесников возглавил группу в Приокском районе, и Сабашников был участником этих выборов, — сказал он корреспонденту NN.RU после заседания. — Суммы назывались предположительные и проистекали из реальных расчетов, сколько потребуется потратить на выборы: сколько на телевидение, сколько на газеты, сколько на листовки, сколько на агитаторов. А не так: вноси сумму — и мы тебе мандат обеспечим. Это все ерунда.
Впрочем, все свидетели подтвердили, что Дмитрий Дзепа оказался в партийном списке на проходном месте: вторым номером в Ленинском районе. Первым шел «электоральный паровоз», директор школы № 91 Игорь Богданов, который избирается по этому округу с 1989 года. Никто не ожидал, что на этот раз он проиграет, и депутатский мандат по списку уйдет к нему.
— Дзепа — сам по себе кандидат, конечно, слабый. И оказаться в гордуме ему было проблематично. В 2001 году он участвовал в выборах по одномандатному округу в Ленинском районе, — пояснил Сабашников суду. — Он человек состоятельный, потратил достаточное количество средств, ему оказывалась политическая поддержка, тем не менее он оказался на 6 месте. Депутатом он мог стать только в качестве нагрузки для партии, по партийному списку.
— Дзепа, как вы говорите, слабый кандидат. Но, получается, имея деньги, может пройти в гордуму? — спросил после заседания корреспондент NN.ru.
— Любой партии, которая участвует в выборах, нужны деньги. Поэтому с Дзепой, наверное, связывались какие-то расчеты: ему проходное место отдадим — от него получим финансирование партии. В установленном законом порядке — на счет. Мы, когда с Бочкаревым спорили, говорили: не надо нам денежных мешков со стороны, давайте продвигать других. Но Дзепа был активистом, членом совета.
Моментов, когда Дмитрий Дзепа вел переговоры о цене мандата или передавал деньги кому-либо лично в руки, никто не видел. Сторона обвинения рассчитывает на аудиозаписи переговоров, которые есть в деле. Вообще в показаниях свидетелей, данных сегодня и на следствии год назад, обнаружились противоречия.
— Свидетели, которые на настоящий момент являются членами партии, фактически зависят от его председателя, дают одни показания. Поэтому он и находится под домашним арестом. Те свидетели, которые были исключены из партии, дают иные показания. Вот этим и объясняются противоречия, — сказала корреспонденту NN.ru гособвинитель Ирина Кулишева.
Соратники Бочкарева по партии уверены, что дело имеет политический окрас, накануне целого ряда выборов убрали сильную фигуру, которая пользуется доверием у избирателей. Со слов Сабашникова, главного нижегородского справедросса поддерживают не только местные «эсэры», но и центральный совет в Москве, и лидер партии Сергей Миронов.
А нас не оставлял вопрос: неужели место в городской думе настолько ценно, что не жаль заплатить такие деньги?
— Я не добровольно заплатил эти деньги, с меня потребовали 5 миллионов рублей. У меня не было выхода, — ответил Дмитрий Дзепа.
— Почему? У вас был выход: не платить и не ходить в гордуму.
— Я занимался партийной деятельностью на протяжении 10 лет. И все это — коту под хвост? Как-то обидно стало.
Депутат Законодательного собрания Александр Бочкарев находится под домашним арестом с ноября прошлого года. Сначала его обвиняли в коммерческом подкупе, потом переквалифицировали на статью о мошенничестве.
Заявление в Следственный комитет на регионального лидера «Справедливой России» написал теперь уже бывший член партии, исключенный за ее дискредитацию. По его версии, в 2015 году во время выборов он заплатил 5 миллионов рублей за место в городской думе по партийному списку. В случае неудачи ему якобы обещали вернуть 4,5 миллиона. В результате депутатом бизнесмен так и не стал, а главный справедливоросс отдал 400 тысяч и стал избегать взяточника.