С 1 января 2016 года порядок начисления пени за не оплаченные в срок коммунальные услуги изменится. По мнению представителей коммунальных организаций, изменения в законодательстве облегчают жизнь неорганизованным потребителям и усложняют её поставщикам коммунальных ресурсов.
В конце октября Государственная дума приняла во втором и третьем чтении поправки к закону об укреплении платежной дисциплины потребителей коммунальных ресурсов (ФЗ №348213-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергоресурсов»).
В настоящее время пеня начисляется за каждый день просрочки платежа и составляет 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. В соответствии с документом, с 1 января 2016 года потребители коммунальных ресурсов – физические лица – освобождаются от начисления пени за просрочку в течение 30 дней со дня оплаты (10-е число месяца, следующего за расчетным, если иное не предусмотрено договором). Затем размер пеней будет увеличиваться. В течение второго и третьего месяцев (в период с 31 по 90-й день) штраф будет составлять 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ. С четвертого месяца (с 91-го дня просрочки) размер пени - 1/130 ставки рефинансирования.
По информации министерства ЖКХ и ТЭК Нижегородской области, в настоящее время совокупный долг жителей и юрлиц региона за ЖКУ составляет порядка 7,8 млрд рублей (из них 5,3 млрд рублей – задолженность физических лиц). В Нижнем Новгороде, по данным департамента жилья и инженерной инфраструктуры, задолженность за ЖКУ – 4,3 млрд рублей, из них 3 млрд рублей – с просрочкой более трех месяцев. Собираемость долгов у ресурсоснабжающих организаций Нижнего Новгорода разная, но по итогам года варьируется в районе 95-99%. Вместе с тем, коммерсанты признают, что для них и 1-2% недополученной прибыли – доля почти критическая. «Это деньги, которые компании могли бы потратить на улучшение качества своей работы, модернизацию, ремонт», - считает заместитель министра ЖКХ и ТЭК Нижегородской области Владимир Беспалов.
Согласно изменениям в законодательстве, «платежную дисциплину» повысят не только среди физических, но и юридических лиц. Для управляющих компаний, ресурсоснабжающих организаций также установлены пени. При этом платить их коммерсанты будут с первого же месяца просрочки: с 1 по 60 день – 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, с 61-го по 90-й день – 1/170 ставки, с 91-го дня – 1/130 ставки. Заместитель директора «ТНС Энерго» Василий Ситдиков считает, что в новом законе имеется «диспропорция» ответственности в сторону юридических лиц (от управляющих компаний до производителей коммунальных ресурсов), в то время как внизу «долговой цепочки» стоят физические лица. Возрастает ответственность поставщиков: теперь они должны предоставлять ресурсной организации гарантию, к примеру, от банка, об оплате коммунальных ресурсов.
Утверждать, что новый закон будет иметь однозначно положительный эффект, представители сферы ЖКХ не решаются. Так, по мнению заместителя директора департамента жилья и инженерной инфраструктуры Нижнего Новгорода Ирины Ключевой, документ будет полезен в работе с «короткими» долгами. А вот с потребителей, у которых задолженность составляет более года или дело о долгах дошло до судебных разбирательств, взыскать средства будет по-прежнему крайне сложно. Заместитель генерального директора компании «Центр-СБК» Михаил Филиппов считает, что для физических лиц порядок расчетов пеней ещё больше усложняется. «Как, к примеру, рассчитывать пени при задолженности более 90 дней, погашенной частично? Как доказывать, что задолженность имеется именно за этот период?» - приводит он пример. Позитивным моментом эксперты сочли обязательство потребителей-юрлиц обеспечивать аварийную броню – предел, ниже которого поставку ресурса (к примеру, тепла) опускать нельзя (к примеру, если речь идет о таких категориях потребителей, как детские сады, школы, больницы). В противном случае им будет грозить штраф.
Как выглядит типичный неплательщик? Как рассказал корреспонденту NN.RU один из представителей коммунальных организаций, в количественном плане большинство «злостных» неплательщиков – это люди с низким уровнем доходов. А вот по размеру долгов на первом месте - весьма состоятельные «физики». Представителей второй категории среди должников меньше, но вот потребности у них в сотни раз выше.
Как не стать должником поневоле?
По мнению экспертов, чтобы не стать злостным неплательщиком, лучше вообще не создавать долгов: ни маленьких, ни больших. В целом рядовым потребителям поставщики коммунальных ресурсов рекомендуют: 1. Всегда проверять правильность показаний счетчика и выставленных счетов и срочно обращаться в коммунальную организацию в случае ошибки; 2. Автоматизировать оплату ЖКУ, если вы забывчивы или очень заняты (такая опция есть в ряде банков); 3. Договариваться о рассрочке платежа с коммунальной организацией (лучше платить по частям, чем вообще не платить); 4. Снимать показания учета самостоятельно и регулярно.