Одной из главных российских футбольных сенсаций этой весны стал вылет московского «Спартака» из розыгрыша Кубка страны. В полуфинале шлагбаум на пути красно-белых поставила скромная команда «Тосно», представляющая одноименный город из Ленинградской области. Отыгравшись за две минуты до финального свистка, «Тосно» взял свое в серии пенальти.
А одним из главных героев в «лотерее» одиннадцатиметровых стал нижегородец Андрей Буйволов. Воспитанник балахнинского футбола подошел к «точке» во время пятого пенальти, когда «Тосно» горел 3:4. Точный удар низом в левый от вратаря красно-белых угол оставил команду Буйволова в игре. А в следующей паре спартаковец Денис Глушаков свой удар смазал, а Нуно Роша принес победу «Тосно».
Так в 31 год Андрей Буйволов получил шанс впервые сыграть в финале Кубка России. А в случае победы в этом турнире перед опытнейшим центральным защитником откроется дорога в Лигу Европы.
Только об этом Андрей пока не задумывается. Не думает он и об участии в чемпионате мира 2018. И даже про нижегородскую «Волгу», которая до сих пор должна Буйволову денег, футболист почти забыл. А о чем именно думает мужчина за тридцать, он рассказал в интервью NN.ru.
«Видел мяч и ворота — остального не существовало»
— О клубе «Тосно» футбольная Россия узнала в марте 2014 года, когда команда «из города грибников», выступающая во втором дивизионе (ПФЛ), в 1/8 финала Кубка России обыграла московский «Спартак». Перед матчем с красно-белыми в прошлую среду в «Тосно» поминутно вспоминали игру четырехлетней давности?
— Тот матч, наверное, стал поворотным во всей истории «Тосно». Кто знает, как бы в дальнейшем сложилась судьба клуба, не случись сенсационной победы над «Спартаком». Я и сам тогда едва ли не впервые услышал о том, что вообще есть такая команда из Ленинградской области. В нынешнем составе, правда, не осталось ребят, кто выбивал «Спартак» из Кубка в 2014-м, но мы вспоминали тот матч. Даже смотрели его на теоритических занятиях. Наверное, победный гол Валентина Филатова, забитый им в овертайме, для многих из нас стал дополнительной мотивацией.
— А в твоей карьере были матчи, сопоставимые по накалу с тем, что был сыгран в полуфинале Кубка России 2018?
— Далеко ходить не надо — матч со «Спартаком» в 2011 году в составе нижегородской «Волги». Тогда в 1/8 финала Кубка России мы сенсационно обыграли красно-белых. Кстати, тоже в серии пенальти.
А еще запоминающимся стал 2010 год, когда я в составе «Волги» пробился в премьер-лигу. Те эмоции отлично помню до сих пор.
— Ты взрослел в 90-е годы, когда московский «Спартак» был настоящим явлением в российском футболе. Забить красно-белым — это мечта детства?
— Мечтой детства было стать футболистом. И эта мечта исполнилась! А забить «Спартаку» — приятный бонус моей профессии.
— В серии послематчевых пенальти ты шел бить пятым. Принести победу «Тосно» ты не мог, а вот закончить серию поражением в случае промаха мог. Помнишь, какие мысли крутились в голове, когда шел к «точке»?
— Мыслей не было. Была полнейшая концентрация. Только мяч и ворота. Больше ничего для меня не существовало. Давил в себе любые эмоции. В тот момент время я вообще не замечал. Если бы мне сказали, что серия пенальти продлилась несколько часов, я бы не удивился.
Во всей моей жизни был только один еще более волнительный момент — когда мы с супругой ждали рождения нашей дочки Арины.
— Думаю, многие вообще не знали, что ты бьешь одиннадцатиметровые. Когда именно тренер «Тосно» Дмитрий Парфенов распределил пенальтистов и почему доверил пятый пенальти тебе?
— Это же хорошо, что о моем умении бить с «точки» мало кто знал. Может, и в «Спартаке» к этому оказались не совсем готовы. (Улыбается.) Вообще, я в последний раз бил пенальти именно красно-белым, в том самом кубковом матче в 2011 году. И тоже был пятым пенальтистом в нашей команде. И забил в тот же самый угол (в 2011 году ворота «Спартака» защищал Артем Ребров, в 2018 — Александр Селихов. — Прим. NN.ru).
А в этот раз, кому когда бить, решали сами футболисты. Все как-то быстро распределили удары с первого по четвертый, а вот пятый никто бить не хотел. И тут это решил сделать я. Наверное, потому что помнил удар в 2011 году.
— Пенальти — это лотерея?
— Нет! Пенальти — это никакая не лотерея!
— Скажи честно, минут за 5 до конца основного времени ты уже начинал прощаться с Кубком?
— Пока оставалось время, мы старались отыграться. За это нас и вознаградил футбольный бог. Мы не опустили руки после пропущенного мяча. Не теряли веру, когда «Спартак» создавал остроту у наших ворот и мог забить еще и еще. Но они транжирили свои моменты, а мы выжали максимум и сравняли за счет за 2 минуты до финального свистка.
А дальше морально-волевые качества вышли на первое место. Тем и интересен футбол: здесь не всегда побеждает тот, кто считается сильнее до начала матча.
«Волга» задолжала мне «квартиру»
— Мало кто из нижегородских футболистов добирался до финала Кубка России. Из родного города пришло много поздравлений? Может, даже кто-то из официальных лиц ФК «Олимпиец» позвонил?
— Поздравлений было много и не только из Нижнего. Звонили и писали болельщики из Тосно, Питера, где мы играем в этом году, и Великого Новгорода — где проводили домашние матчи в прошлом сезоне. Поздравляли и болельщики из других городов. Звонили ребята, с кем я вместе играл в «Волге».
А из «Олимпийца» не звонили. Хотя нет. Один из моих первых тренеров Валерий Юрьевич Мочалов (в настоящий момент — советник генерального директора ФК «Олимпиец». — Прим. NN.ru) написал мне поздравительное SMS.
А остальные представители нижегородского клуба, даже те, кто знает меня по «Волге», не объявились. Думаю, у них совести не хватит мне позвонить или написать.
— Сколько тебе до сих пор должна «Волга»?
— Сумму я тебе назвать не могу. Скажу так, на хорошую квартиру в Нижнем Новгороде этих денег хватило бы.
— Ты сейчас один из немногих воспитанников нижегородского футбола, кто играет в премьер-лиге. Логично было бы увидеть тебя на открытии стадиона «Нижний Новгород». Приглашение было?
— Приглашение? Мне? Ты что?! Нижегородские власти не забыли, что моя подпись была под письмами Мутко и Шанцеву, когда я вместе с другими футболистами обанкротившейся «Волги» требовал разобраться с задолженностями по премиальным. Странно было бы, если бы я оказался на открытии новой арены рядом с теми, кто отвечал за «погашение» долгов.
Так что арену я до сих пор не видел. Надеюсь, когда-нибудь сыграю на ней.
— Тебе в этом году довелось сыграть на «свежих» стадионах? Или финал Кубка России в Волгограде станет первым матчем на арене, открывшейся в 2018-м?
— Я еще не сыграл ни на одной новой арене. Но 29 апреля у «Тосно» матч в Ростове, вот там я и могу дебютировать на новеньком стадионе. Надеюсь, окажусь в составе на матч с «Ростовом».
«О попадании в сборною давно не думаю. Просто хочу показать свой максимум»
— Чемпионат мира 2018 все ближе, а центральных защитников в сборной все меньше. Выход в финал Кубка России хотя бы на шажочек приблизил Андрея Буйволова к сборной?
— Выход в финал приблизил меня только к Кубку России. В сборной костяк игроков давно сформирован, и я не думаю, что в составе произойдут какие-то изменения. По крайней мере ни главный тренер национальной команды Станислав Черчесов, ни его помощники со мной ни разу не контактировали ни после игры со «Спартаком», ни во всем сезоне 2017/18. По правде сказать, о сборной я вообще не думаю.
— А о том, где продолжишь карьеру по окончании сезона 2017/18, думаешь? «Тосно» рискует расстаться с премьер-лигой, а «котировки» футболистов после выхода в финал Кубка страны сильно выросли. Может, тебя уже в «Спартак» позвали?
— Сейчас для «Тосно» наступает пора самых важных игр, и рассуждать о своем будущем просто некрасиво. Надо доиграть этот сезон, постараться выполнить задачу по сохранению места в элите.
Мы в команде сейчас даже о финале Кубка России не задумываемся. И про Лигу Европы, куда можем попасть, если победим курский «Авангард» в финале Кубка 9 мая, тоже никто не думает. Вот серьезно! Все, что пока интересует футболистов «Тосно», — это ближайшие игры в премьер-лиге.
— Не задумываешься даже о том, что в 31 год можешь наконец-то дебютировать в еврокубках? Неужели с годами взгляд на футбол стал настолько прагматичным, что и впрямь интересует только следующая игра?
— С годами мое отношение к футболу никак не меняется! Несмотря на все травмы, что у меня были, на колоссальную усталость после тренировок, я по-прежнему люблю футбол и все так же стараюсь получать удовольствие от всего, что связано с моей профессией.
Разве что с возрастом я более спокойно стал относиться к неудачам. Это всего лишь игра: вслед за поражением будет следующий матч.
— А ты сейчас вспоминаешь о тех ошибках, которые совершал в жизни? Есть что-то, о чем начал жалеть только после тридцати?
— Не жалею ни о чем! То, что должно было случиться со мной, случилось. Я верю в судьбу. Даже если бы захотел что-то изменить, вряд ли бы это сделал. Но я и так ничего не хочу менять.
— Держишь в голове мысль, что Кубок России может стать последним большим трофеем, который ты можешь выиграть?
— Я еще много чего хочу успеть сделать в футболе — не только выиграть Кубок. Понимаю, что хотеть и мочь — разные вещи. Но что я точно буду требовать от себя — это прогресса. Даже в 31 год я могу становиться лучше, если не перестану требовать от себя максимум.
— Тяжело одновременно быть еще молодым мужиком, но уже немолодым футболистом?
— Я себя одновременно чувствую и молодым мужчиной, и молодым футболистом. 31 год — это не клеймо «отработанного материала». Я планирую играть еще долго. Самое главное — у меня есть это желание.
Вы также можете читать нас в «ВКонтакте» и Viber, где мы рассказываем интересные и важные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь на наши группы в «ВКонтакте» и канал в Viber.
Текст: Алексей Рокотов
Фото: сайты ФК «Тосно», ФК «Спартак», ФК «Волга»