В последнее время много говорится о развитии уличного спорта. Вчера в Нижнем Новгороде стартовал первый в истории чемпионат Европы по скейтбордингу (честь нижегородского скейтбординга будет отстаивать наш земляк Яков Кан, 21 год), летом проходили паркур-выступления на Дне города, в прошлом году в Приокском районе установили новые площадки для воркаута. Казалось бы, дела налаживаются, однако нижегородские спортсмены утверждают, что администрация города развивает уличный спорт по принципу «чтобы было», не спрашивая о потребностях у самих спортсменов.
— Так исторически сложилось, что любая субкультура людьми не всегда и не сразу воспринимается позитивно, в частности паркур, и всему виной интернет (ролики на YouTube), — говорит руководитель нижегородской академии паркура Евгений Гаврилов. — В народе считается, что паркур очень тесно связан с акробатикой и калечит людей. Но паркур — это вовсе не акробатика, а бег, прыжки и лазанье. Это подготовка к армии, к сдаче норм ГТО. Чтобы лучше понять суть паркура, можно посмотреть любую тренировку известного французского атлета Дэвида Белля (родоначальник дисциплины паркур и команды «Ямакаси»).
В Нижнем Новгороде паркур появился около 15 лет назад, и те, кто начинал в те годы, сегодня уже занимают должности тренеров/инструкторов в выбранных видах спорта, либо работают в около спортивной индустрии. Евгений Гаврилов — один из них: мужчина вот уже несколько лет занимается с подрастающим поколением.
— Интерес к направлению растёт, молодёжь тянется, — это видно, — утверждает Евгений. — Не хватает только поддержки со стороны властей.
Хохлома под экскаватором
В целом администрация города не сидит, сложив руки — уличный спорт получил развитие в последние годы: нижегородские команды пользуются спросом, регулярно выступают на всероссийских соревнованиях, тренируются на новых площадках в других городах. Но при этом у площадок в нашем городе есть ряд недостатков, которые стали результатом отсутствия диалога между властью и спортсменами.
— Мы говорим, но нас не слышат. Администрация поступает по своему разумению, не спрашивая отчего-то, а что нужно нам? — говорит Евгений.
Трейсеры (так называют тех, кто занимается паркуром), как и представители других видов уличного спорта, четко понимают, что требуется для развития спорта в регионе. Заговорить о проблемах Евгения Гаврилова подтолкнул инцидент со спортивными снарядами в парке Пушкина.
— В парке имени Пушкина летом находился уникальный мобильный парк для паркура, — рассказывает Евгений. — Этот парк состоял из снарядов, расписанных под хохлому, — мы привезли их из города Семёнов с фестиваля «Золотая хохлома». Ко Дню города администрация Советского района приказала расчистить площадку, где они стояли. Я лично общался с представителем администрации, мне обещали позвонить, когда начнутся какие-то движения, но в итоге я приехал в парк, где все снаряды уже были сдвинуты в одну кучу экскаватором и повреждены, многие были поломаны. Это я к тому, что внутри администрации нет согласованности кабинетов, нет согласованности действий с нами. То же самое с кражей снарядов — мы сообщали об этом представителю администрации, но, со слов пресс-службы, никто ничего не знал.
Напомним, в конце сентября мы рассказывали о пропаже двух тяжёлых снарядов для паркура из парка Пушкина. Они были приобретены за счёт самих спортсменов и пропали во время реконструкции парка. Полиция браться за дело отказалась.
Попытка диалога
Когда NN.RU обратился в администрацию города с вопросом о пропавших снарядах, на связь вышел представитель администрации Советского района. Выяснилось, что в районе ничего не знают о краже, хотя Евгений оперативно обращался по этому вопросу в отдел культуры, спорта и молодёжной политики.
— У них даже мой номер телефона есть, — говорит Евгений Гаврилов. — И это не первый раз, когда нас в упор не слышат. Помните, на Нижне-Волжской набережной возле Канавинского моста стояла площадка для скейтбординга? Сейчас на её месте находится маленькая автостоянка, где ежедневно паркуется две-три машины. Эта площадка очень нравилась спортсменам, поскольку была на виду. Нужно ли говорить, что для уличного спорта очень важно наличие зрителей? Это ключевой момент. Однако, не спросив скейтбордистов и всех остальных занимающихся там спортсменов, площадку перенесли в парк Пушкина.
В тени и сырости деревянные снаряды начали гнить. Спортсмены писали петицию и собирали подписи, пытаясь отстоять местоположение своей площадки, но снова не были услышаны.
— Снаряды должны быть сделаны из специальных материалов, мы даже сами создали проект по примеру немецкого образца и предлагаем его администрации (хотя в Европе город предлагает проекты спортсменам). Наша администрация только пытается сместить уличный спорт в парки. Взгляните на Александровский сад. Там установлены снаряды, но спортом там никто не занимается — только пьют пиво. А почему? Потому что парк — место отдыха, а не спорта! Я полагаю, и многие со мной согласятся, что уличный спорт нужно развивать на территории стадионов. И я знаю из личных разговоров, что руководство стадионов в этом заинтересовано. Осталось только привлечь администрацию, которая привлекаться не желает. Я не хочу чтобы мои высказывания прозвучали грубо, я лишь хочу наладить диалог с властью во благо нижегородского уличного спорта. Пока получается не очень.