![](https://n1s1.hsmedia.ru/61/1a/47/611a473e1dbf6f6085a20362286a8cf6/656x656_1_fb3943b6c1d05078e5fc23f7cf01d452@1080x1080_0x5kZaMGhV_9358762307508632132.jpg.webp)
Наблюдая за крупными турнирами, нередко можно увидеть такую картину: спортсмен, проводящий потрясающий сезон, абсолютно ничего не может сделать на главных стартах. И наоборот: вчерашний юниор уже входит в топ-10 среди элиты.
Чтобы понять, почему так происходит, мы встретились с Андреем Гагаевым — спортивным психологом, который объяснил, что же такое спортивная психология, зачем она нужна и насколько хорошо развита в России.
— Почему вы выбрали именно спортивную психологию?
— На самом деле, это получилось случайно. В 2010 году ко мне обратился отец девочки-бадминтонистки, которая хорошо тренировалась, но заваливала все соревнования. Я провел с ней несколько занятий, после чего спортивные достижения сильно улучшились. В тот момент четко увидел результат своей работы и понял, что мне очень интересна данная сфера. Поэтому теперь 98% клиентов — спортсмены.
— Отличается ли психология спортсмена от психологии обычного человека?
— По моим наблюдениям, дети, которые занимаются спортом, имеют ряд преимуществ: настойчивость, планирование, постановка целей, достижение результата. Все эти навыки потом очень помогают по жизни: они знают, чего хотят, умеют трудиться и терпеть. Те же люди, которые от спорта всегда были далеки, зачастую имеют проблемы с самореализацией.
— Есть ли спрос на спортивную психологию в нашей стране?
— Спрос просто огромный. Распространенный случай, когда ребенок много занимается, его постоянно хвалят, а как дело доходит до какого-нибудь турнира — всё. Проигрыш. И так по кругу. По сути же, спортсмен просто не может собраться и «включить» нужное состояние. Буквально на днях ко мне обращалась тренер по фигурному катанию из Москвы: у ученицы завтра соревнования, а она на нервах выходит на контрольный прокат и заваливает программу. Нужно срочно что-то делать. В данном случае хватило часа, чтобы привести девочку в порядок
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/9f/31/299f3159bc48640b0528f66dd8952478/467x700_1_32c6e22025a18f1b65c8593bcc6c98be@720x1080_0xveR2uUmd_2018873837350036709.jpg.webp)
— Получается, ее случай был несложным?
— Дело не в сложности. Дело в том, готов ли человек прямо сейчас перейти из реальности, где у него не получается, в реальность, где он может всё. Это сразу видно. И я не буду учить его думать и чувствовать по-другому. Я просто помогу понять, что вызвало такую ситуацию и научу переключаться в нужное состояние.
— Как много нужно времени, чтобы «настроить» одного спортсмена?
— В среднем 10 часов. Сейчас стараюсь свести это всё до пяти. Ни мне, ни спортсмену, не интересно заниматься год, два или вообще всю жизнь.
— Часто к Вам за помощью обращаются из других городов?
— Да. У меня даже в социальных сетях есть картинка с отметками городов, в которых проживают мои клиенты: Крым, Москва, Екатеринбург, Хабаровск и др.
— Неужели там нет своих спортивных психологов?
— Его очень сложно найти. Каждый раз, когда обращаются из других городов, я спрашиваю: «Пробовали ли вы найти такого специалиста у себя?» И каждый раз мне отвечают «да». Но его либо нет, либо не помог, либо отказался от работы.
— Как думаете, с чем это связано?
— Отсутствие качественного психологического образования в целом. Недавно мой тренер по айкидо ездил на конференцию в Москву и познакомился с девушкой, которая как раз заканчивает обучение в хорошем Московском ВУЗе по направлению «спортивная психология». И она думает, чем заниматься дальше, потому что не знает, как может помочь спортсменам. Это после нескольких лет обучения.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ed/9a/96/ed9a96412b760dad64cd3c7567897b51/525x700_1_246c0fc0022cb8bcf376ff84638db490@720x960_0xE2XeaLuC_3590303793181834706.jpg.webp)
— Как бы вы улучшили образование в данной сфере?
— Во-первых, обязательно сохранить базу — она хорошая. Но нужно разбавить ее психотерапевтическими прикладными вещами. Притом таким образом, чтобы специалисты в будущем могли не только обнаружить некую неполадку, но и устранить ее. А то на данный момент в основном получается так: проблему обнаружить можем, а что с ней делать — не знаем. Во-вторых, ввести аппаратные методы работы. Сейчас в некоторых вузах это уже появляется. Из таких обследований можно выявить много полезной информации. В-третьих, развивать НЛП. У нас все еще достаточно поверхностно к нему относятся, хотя в спорте эти техники очень эффективны.
— Тренеры и психологи должны работать вместе?
— Конечно! Но на практике регулярно сталкиваюсь с тем, что тренеры воспринимают меня в штыки. В большей степени это относится к старшему поколению. Они почему-то обижаются, когда после работы со мной, спортсмен вдруг начинает показывать результаты, а до этого у него несколько лет ничего не получалось. Мне такой подход не понятен. Задача тренера — подготовить человека физически. Он не обязан знать всех психологических тонкостей. Задача психолога — научить работать с собственной психикой. И всё вместе даст отличный результат.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/c0/04/04c00449fafee9754fc4c0dc3e1ef8b5/569x700_1_52971de851d7d4346767959f8b539477@640x788_0x5u95CipH_8787367342537060464.jpg.webp)
— Как воспитать чемпиона по жизни?
Первое: разрешайте ребенку всё попробовать, сделать самостоятельно то, что он задумал. В случае опасности просто подстрахуйте его. Нет ничего страшного, если ваше чадо дотронется до кипятка: вы обработаете ожог и заодно научите реагировать на боль спокойно, а он точно больше не полезет в горячую воду. Главное сами не кричите, иначе малыш потом именно так и будет реагировать.
Второе: не воздействуйте на ребенка жестко. Учитесь переключать его внимание, если он лезет, например, в розетку. А если, наоборот, нужно добиться от него какого-то действия, то пытайтесь договориться. Можно проявлять настойчивость и мягкую силу.
Третье: объясните ребенку, что другие люди могут быть не похожи на него, а их поведение — это просто поведение.
Четвертое: никогда не заостряйте внимание на ошибках. Только на победах и сильных сторонах.
Пятое: не надо вестись на истерики ребенка. Лучшее, что вы можете в данной ситуации — подождать, когда он успокоится сам. Остальное не поможет.
Шестое: следите за тем, что вы говорите. Мы изначально закладываем в детей слишком много ограничений: не лезь, не трогай, не иди туда, не делай так. Потом все это выливается в проигрыши, невезение и т. п.
И последнее: общайтесь с ребенком по-взрослому и с уважением. Если не дадите ему этого с малых лет, не требуйте от него того же в будущем.
Фото: архив Андрея Гагаева
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!