Спорт интервью

«Не заостряйте внимание на ошибках»: спортивный психолог о подготовке и воспитании чемпионов

Почему одних тренировок для успеха может быть не достаточно

Как спортивный психолог Андрей Гагаев практикует уже почти 10 лет и за это время видел немало трудностей, с которыми сталкиваются спортсмены и их близкие

Наблюдая за крупными турнирами, нередко можно увидеть такую картину: спортсмен, проводящий потрясающий сезон, абсолютно ничего не может сделать на главных стартах. И наоборот: вчерашний юниор уже входит в топ-10 среди элиты.

Чтобы понять, почему так происходит, мы встретились с Андреем Гагаевым — спортивным психологом, который объяснил, что же такое спортивная психология, зачем она нужна и насколько хорошо развита в России.

— Почему вы выбрали именно спортивную психологию?

— На самом деле, это получилось случайно. В 2010 году ко мне обратился отец девочки-бадминтонистки, которая хорошо тренировалась, но заваливала все соревнования. Я провел с ней несколько занятий, после чего спортивные достижения сильно улучшились. В тот момент четко увидел результат своей работы и понял, что мне очень интересна данная сфера. Поэтому теперь 98% клиентов — спортсмены.

— Отличается ли психология спортсмена от психологии обычного человека?

— По моим наблюдениям, дети, которые занимаются спортом, имеют ряд преимуществ: настойчивость, планирование, постановка целей, достижение результата. Все эти навыки потом очень помогают по жизни: они знают, чего хотят, умеют трудиться и терпеть. Те же люди, которые от спорта всегда были далеки, зачастую имеют проблемы с самореализацией.

— Есть ли спрос на спортивную психологию в нашей стране?

— Спрос просто огромный. Распространенный случай, когда ребенок много занимается, его постоянно хвалят, а как дело доходит до какого-нибудь турнира — всё. Проигрыш. И так по кругу. По сути же, спортсмен просто не может собраться и «включить» нужное состояние. Буквально на днях ко мне обращалась тренер по фигурному катанию из Москвы: у ученицы завтра соревнования, а она на нервах выходит на контрольный прокат и заваливает программу. Нужно срочно что-то делать. В данном случае хватило часа, чтобы привести девочку в порядок

По словам психолога, спрос на спортивную психологию в нашей стране огромный, а вот специалистов крайне мало

— Получается, ее случай был несложным?

— Дело не в сложности. Дело в том, готов ли человек прямо сейчас перейти из реальности, где у него не получается, в реальность, где он может всё. Это сразу видно. И я не буду учить его думать и чувствовать по-другому. Я просто помогу понять, что вызвало такую ситуацию и научу переключаться в нужное состояние.

— Как много нужно времени, чтобы «настроить» одного спортсмена?

— В среднем 10 часов. Сейчас стараюсь свести это всё до пяти. Ни мне, ни спортсмену, не интересно заниматься год, два или вообще всю жизнь.

— Часто к Вам за помощью обращаются из других городов?

— Да. У меня даже в социальных сетях есть картинка с отметками городов, в которых проживают мои клиенты: Крым, Москва, Екатеринбург, Хабаровск и др.

— Неужели там нет своих спортивных психологов?

— Его очень сложно найти. Каждый раз, когда обращаются из других городов, я спрашиваю: «Пробовали ли вы найти такого специалиста у себя?» И каждый раз мне отвечают «да». Но его либо нет, либо не помог, либо отказался от работы.

— Как думаете, с чем это связано?

— Отсутствие качественного психологического образования в целом. Недавно мой тренер по айкидо ездил на конференцию в Москву и познакомился с девушкой, которая как раз заканчивает обучение в хорошем Московском ВУЗе по направлению «спортивная психология». И она думает, чем заниматься дальше, потому что не знает, как может помочь спортсменам. Это после нескольких лет обучения.

Сам Андрей уже давно занимается айкидо — видом восточных единоборств, в котором идёт упор на силу духа, защиту и контроль ситуации, а не на агрессивное нападение

— Как бы вы улучшили образование в данной сфере?

— Во-первых, обязательно сохранить базу — она хорошая. Но нужно разбавить ее психотерапевтическими прикладными вещами. Притом таким образом, чтобы специалисты в будущем могли не только обнаружить некую неполадку, но и устранить ее. А то на данный момент в основном получается так: проблему обнаружить можем, а что с ней делать — не знаем. Во-вторых, ввести аппаратные методы работы. Сейчас в некоторых вузах это уже появляется. Из таких обследований можно выявить много полезной информации. В-третьих, развивать НЛП. У нас все еще достаточно поверхностно к нему относятся, хотя в спорте эти техники очень эффективны.

— Тренеры и психологи должны работать вместе?

— Конечно! Но на практике регулярно сталкиваюсь с тем, что тренеры воспринимают меня в штыки. В большей степени это относится к старшему поколению. Они почему-то обижаются, когда после работы со мной, спортсмен вдруг начинает показывать результаты, а до этого у него несколько лет ничего не получалось. Мне такой подход не понятен. Задача тренера — подготовить человека физически. Он не обязан знать всех психологических тонкостей. Задача психолога — научить работать с собственной психикой. И всё вместе даст отличный результат.

По мнению психолога, на детей-спортсменов не стоит воздействовать жёстко — лучше просто переключить их внимание на правильные и полезные занятия

— Как воспитать чемпиона по жизни?

  • Первое: разрешайте ребенку всё попробовать, сделать самостоятельно то, что он задумал. В случае опасности просто подстрахуйте его. Нет ничего страшного, если ваше чадо дотронется до кипятка: вы обработаете ожог и заодно научите реагировать на боль спокойно, а он точно больше не полезет в горячую воду. Главное сами не кричите, иначе малыш потом именно так и будет реагировать.

  • Второе: не воздействуйте на ребенка жестко. Учитесь переключать его внимание, если он лезет, например, в розетку. А если, наоборот, нужно добиться от него какого-то действия, то пытайтесь договориться. Можно проявлять настойчивость и мягкую силу.

  • Третье: объясните ребенку, что другие люди могут быть не похожи на него, а их поведение — это просто поведение.

  • Четвертое: никогда не заостряйте внимание на ошибках. Только на победах и сильных сторонах.

  • Пятое: не надо вестись на истерики ребенка. Лучшее, что вы можете в данной ситуации — подождать, когда он успокоится сам. Остальное не поможет.

  • Шестое: следите за тем, что вы говорите. Мы изначально закладываем в детей слишком много ограничений: не лезь, не трогай, не иди туда, не делай так. Потом все это выливается в проигрыши, невезение и т. п.

  • И последнее: общайтесь с ребенком по-взрослому и с уважением. Если не дадите ему этого с малых лет, не требуйте от него того же в будущем.

Текст: Мария Гарная
Фото: архив Андрея Гагаева

Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Гость
войти
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления