До начала воплощения проекта высокоскоростной магистрали Москва — Нижний Новгород остался последний рывок. Его согласовал премьер-министр Дмитрий Медведев и отправил в вышестоящую инстанцию — Путину. Впрочем, дорогу будущего обещают только до Гороховца. До Нижнего скоростные поезда пойдут по старым путям.
Доклад о ВСМ вице-премьера Максима Акимова, курирующего транспорт, одобрил председатель Правительства РФ. Теперь он направлен президенту Владимиру Путину для окончательного утверждения. Об это сообщают «Ведомости» со ссылкой на источники в правительстве и РЖД.
Первый участок магистрали Москва — Нижний Новгород — Казань вошел в план развития магистральной инфраструктуры. Имеется в виду строительство новой ветки от Железнодорожного в Московской области до Гороховца во Владимирской. До Нижнего Новгорода скоростные поезда пойдут по старым путям.
Строительство участка оценивается в 621,5 млрд рублей, из которых по 200 млрд должны вложить федералы и РЖД, остальное — частные инвесторы. Трасса от Москвы до Казани будет стоить в три раза дороже — 1,7 трлн рублей.
Планируется, что время в пути от столицы до Нижнего сократится до двух часов пяти минут. Сейчас на «Стрижах» можно доехать за три часа 40 минут. «Ласточка» преодолевает это расстояние за четыре часа пять минут. Впрочем, эксперты уверены, что транспортных проблем Нижнего Новгорода первый участок ВСМ не решит.
— Для нас проект высокоскоростной магистрали несколько двусмысленный. Для меня как эколога, конечно, больно, что речь идет об уничтожении существенной части нескольких памятников природы. В первую очередь, Смирновских дач у аэропорта, — рассказал NN.RU урбанист, доцент кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ, кандидат экономических наук Александр Иванов. — Второй момент — у нас зона карстовых провалов там, где спроектирована высокоскоростная магистраль. Кроме того, у нас риск социальный. Если поездка до Москвы составит два часа, то будет отток квалифицированной рабочей силы в Москву и снижение потенциала развития нашего региона.
Минфин предлагал и вовсе отказаться от проекта, а освободившиеся деньги направить на развитие аэропортов, северного морского пути и морских портов России. Ранее сомнение в целесообразности строительства ВСМ за такие деньги выражал и Владимир Путин.
Президент пока не принял решения, сказал «Ведомостям» его пресс-секретарь Дмитрий Песков. Оно будет зависеть от того, найдутся ли в стране желающие строить дорогу. На совещаниях «строительный комплекс выразил всестороннюю готовность к реализации проектов ВСМ», заявил представитель РЖД. Но неизвестно, заинтересует ли их неполноценная ветка от Железнодорожного до Гороховца, с двух концов упирающаяся в узкие места.
Начало строительства ВСМ откладывали несколько раз. Последний срок был — 2018 год. Тогда же объявили, что новые пути построят только до Гороховца, а дальше поезда пойдут по уже существующей линии. Зато железнодорожную магистраль решили продублировать автомобильной. Автотрасса Москва — Нижний Новгород — Казань будет платной.