«Ощущение, что вот-вот взлетим» — так в разговоре с нашими коллегами описали шум в московском метро его пассажиры. Но не только жители столицы разделяют это мнение. Посетители подземки в Нижнем Новгороде говорят об оглушающем грохоте в вагонах на пути к старым станциям. NN.RU решил провести небольшой эксперимент и проверить, насколько громко в нашем метро.
Что показал шумомер
Днем на «Горьковской» довольно спокойно: на перроне никто не толпился, а значит и сильного шума тоже не было. Мы замерили уровень шума специальным мобильным приложением: оно показывало значения между 60 и 70 децибелами — звук оживленной улицы. Когда подъехал поезд, стрелка качнулась к 80 дБ. Примерно на этом уровне она держалась на всём пути к Московскому вокзалу (максимум — 98 дБ).
Чем дальше мы отъезжали от станции «Московская», тем выше становился уровень шума в вагоне. Во время движения по автозаводской ветке значения варьировались между 90 и 100 дБ, при приближении к станциям показатель падал. Громче всего было на подъезде к «Заречной» и «Кировской» — до 102 и 104 дБ. Эти цифры приложение показало, когда мы ехали в сторону «Парка культуры». На обратном пути подобных «рекордов» мы не зафиксировали. Пик был разве что в районе Московского вокзала, когда стрелка указала на 101 дБ.
Для сравнения мы прокатились еще и до «Стрелки» — самой молодой станции нижегородского метрополитена. На второй ветке оказалось тише, чем при движении на Автозавод. Но на обратном пути, когда поезд разогнался, уровень шума скакнул до 101 дБ.
Что значат эти цифры
Естественный шумовой фон для человека — 20–30 дБ. Это громкость шелеста листьев или шепота. Допустимой границей шума принято считать 80 дБ. Более громкие звуки могут вызвать неприятные ощущения, а начиная со 130 дБ — болевые. Поэтому находиться в условиях сильного грохота долгое время нельзя и вредно для здоровья.
Для метро разработаны свои нормативы по уровню шума, но на сайтах подземок никакой информации о них нет — лишь изредка проскальзывают новости о том, что на таких-то ветках удалось снизить уровень шума. В «подземных» регламентах пытались разобраться ученые из Московского университета имени Сеченова. В 2012 году они выпустили статью с анализом трех основных документов, в которых прописаны нормы шума. Регламенты, как оказалось, противоречат друг другу. В первом документе — санитарных правилах — шум не должен превышать 75 дБ. В госстандарте громкость метро не должна быть больше 90 дБ, а в строительных нормах — 100 дБ.
На практике метрополитены наказывали за шум громче 70 дБ. В 2014 году Роспотребнадзор замерил громкость грохота между станциями «Проспект Ветеранов» и «Девяткино» в Санкт-Петербурге. Оказалось, что при движении состава уровень шума в подземке достигает 82–87 дБ. В свое оправдание предприятие, обслуживающее линию, заявило, что по ГОСТу оно ничего не нарушает (он допускает шум до 90 дБ). А старые грохочущие вагоны компания не может заменить из-за нехватки финансирования. Суд эти доводы не убедили. Шум, по его данным, должен оцениваться санитарными нормами, а не ГОСТами. Кроме того, предприятие никак не доказало, что не может модернизировать состав: обращений в администрацию города по этому поводу не зафиксировали. В итоге петербургскую подземку оштрафовали на 10 тысяч рублей.
К нижегородскому метро подобных судебных нареканий не было, или их не афишировали. Об уровне шума в подземке последний раз отчитывался его директор Олег Якушев в конце 2021-го. По его словам, в юбилейном году там заменили почти три тысячи метров пути и сварили 77 стыков рельсов. Этим, как заявил Якушев, они добились «практически бархатного пути».
— Сегодня, я надеюсь, не сглажу, вроде как жалобы от населения о том, что шумы и вибрации повышенные и так далее, практически пришли к нулю, — подытожил директор нижегородского метрополитена.
При этом Якушев не уточнил, какой уровень шума сейчас в нашей подземке и нарушают ли эти показатели санитарные нормы.
Чем опасен шум в метро
Как рассказал нашим коллегам из MSK1.RU отоларинголог Владимир Зайцев, шум в старых составах, как правило, составляет от 80 до 110 дБ. Причем громко не только в метро, но и на платформах. В первую очередь, по словам эксперта, шум влияет на звуковосприятие. С возрастом почти каждый человек столкнется с тугоухостью, но при постоянном воздействии громких звуков это может наступить раньше.
— Люди пытаются перекрыть звуки извне, повышая громкость на устройствах. Чем хуже наушники, тем вреднее это для слуха — и так грохочет, да еще и музыка, — добавил Зайцев. — Начиная с 40 лет слуховая функция начинает угасать. Если в таком возрасте человек громко слушает в метро музыку, то ничего хорошего в этом нет.
Кстати, на метро горожане жаловались не только из-за громких поездок. Жители многоэтажек на улице Максима Горького заявили, что не могут нормально спать из-за грохота на стройке новой станции. Власти тогда сказали, что напомнят подрядчику о необходимости соблюдать закон о тишине. Любопытно, что совсем полярное мнение нам выдали в полиции. Там ответили, что строители шумят вполне законно.