Общественный транспорт уже много лет остается одной из главных причин недовольства нижегородцев. Люди жалуются на долго не приезжающие автобусы, переполненные салоны и водителей, пропускающих остановки. Причем на некоторых направлениях это регулярная головная боль. NN.RU подготовил обширный обзор, выяснив, кто именно отвечает за нижегородские автобусы и маршрутки и ежедневно возит вас на работу и домой. Что о них известно — в нашем материале.
Большая тройка государственных перевозчиков
«Нижегородпассажиравтотранс»: А-1, А-2, А-3, А-5, А-6 и еще 55 маршрутов
НПАТ обслуживает больше всего маршрутов в Нижнем Новгороде. Предприятие в его современном виде существует уже 25 лет. Автобусы легко узнать — в основном это крупные оранжевые ЛиАЗы. По итогам прошлого года компания вышла в прибыль, ее выручка составила больше 2 миллиардов рублей, следует из данных сервиса «Контур.Фокус».
За свою долгую историю перевозчика десятки раз вызывали в суд из-за неисполнения обязательств по договорам. Были и претензии со стороны пассажиров: люди неоднократно жаловались на отсутствие транспорта. В НПАТе это объясняли дефицитом водителей. Чтобы решить проблему, предприятие несколько месяцев назад даже придумало акцию: платить работникам по 3 тысячи рублей за каждого приведенного в компанию сотрудника.
«Нижегородэлектротранс»: 15 маршрутов
Предприятие работает с конца 90-х, оно отвечает за нижегородские троллейбусы и электробусы, которые уже совсем скоро выйдут в первые рейсы. В городе действует три депо в Советском, Московском и Ленинском районах. По итогам прошлого года убыток НЭТа составил почти 98 млн рублей при выручке около 940 млн.
Как и НПАТ, «Нижегородэлектротранс» часто становился участником судебных споров из-за неисполнения обязательств по контрактам. А в 2019 году бывшее руководство предприятия попало под прицел следователей. Дело до сих пор рассматривается в Нижегородском районном суде.
Большая часть городских троллейбусов сейчас находится в ужасном состоянии. На одном только маршруте № 31 случались и пожары, и разрыв колеса. Региональные власти решили заменить старые троллейбусы на электробусы. Новый транспорт пообещали пустить в ноябре.
«Экологические проекты»: 13 маршрутов
С недавних пор эта организация отвечает за трамваи в Нижнем Новгороде. В прошлом году «Экологические проекты» — дочка региональной Корпорации развития — подписали соглашение с нижегородскими властями о модернизации трамваев и их инфраструктуры. Оно включает закупку новой техники и обновление путей. Полная модернизация этого вида электротранспорта обойдется более чем в 50 млрд рублей. Обещают, что в ближайшие несколько лет закупят 170 новых трамваев, поменяют все пути по городу, а также обновят инфраструктуру.
Нижегородские власти зарегистрировали «проекты» совсем недавно — в 2022-м. Но компания уже успела заключить контракты на общую сумму свыше 35 млрд рублей. Кроме того, организация стала одним из учредителей компании «Нижэкотранс», которая выпускает российско-белорусские трамваи «МиНиН». Напомним, их производство сосредоточено в Ворсме.
Самые крупные частные перевозчики
Частникам досталось гораздо меньше маршрутов, чем госпредприятиям. Тем не менее им принадлежит ряд популярных городских направлений. Перевозчики обслуживают около 40 маршрутов, в основном по нерегулируемым тарифам, уточнили NN.RU в региональном Центре развития транспортных систем.
Компании Мещерякова: А-22, А-45, Т-13, Т-34, Т-44, Т-45, Т-59, Т-75, Т-81, Т-88
Мещеряков по своей известности в области перевозок уступает разве что Каргину. Ему принадлежат компании «Мещеряков и К», «Мещеряков и Компания», «Фьючерс», «Русская тройка» (25%). Эти фирмы выиграли конкурсы на обслуживание десяти городских маршрутов. Несмотря на такой охват, о самом перевозчике известно совсем немного. Дмитрию в этом году исполнилось 53 года. Кроме управления местной транспортной империей, он руководит любительской хоккейной командой «Русская тройка». Рассмотрим подробнее его организации.
Одна из первых компаний Мещерякова — «Русская тройка» — появилась в 2008 году. Большая часть фирмы принадлежит другому предпринимателю — Владимиру Тихомирову. Он известен как советский и российский хоккеист, бывший директор детской школы «Торпедо». «Тройка» обслуживает больше десяти междугородних маршрутов. Прибыль компании в прошлом году составила около 35 млн рублей при выручке примерно в 145 млн, следует из данных сервиса «Контур.Фокус».
Фирму не раз вызывали в суд из-за исков о неисполнении обязательств. А в 2021 году региональное Минимущества пыталось признать ее банкротом (заявление оставили без рассмотрения). Незадолго до этого вокруг «Русской тройки» разгорелся скандал — компания предоставила свои автобусы силовикам, участвующим в разгоне оппозиционных митингов.
«Мещеряков и К» существует с 2012 года. Компания обслуживает такие популярные маршруты, как Т-45 и Т-59. Прибыль фирмы в прошлом году, по данным «Контур.Фокуса», составила 15 млн рублей при выручке в 164 млн.
В 2014-м список фирм предпринимателя пополнился еще одной — «Мещеряков и Компания». Это самая активная и дорогая организация в его транспортной «империи». В прошлом году прибыль фирмы составила 940 тысяч рублей при выручке в 378 млн рублей. Ей, например, принадлежат маршруты Т-13, Т-34, Т-81. Генеральным директором организации значится Дмитрий Панкратов.
Только за этот год компания получила около десяти штрафов за административные нарушения, следует из данных «Контур.Фокуса». Кроме того, к перевозчику было немало нареканий за проезд остановок, высадку детей на улице и плохое состояние транспорта. Так, в прошлом году в Нижегородской области вспыхнул автобус № 210. Чтобы исправить положение, компания закупила 30 комфортных пазиков.
«Фьючерс» была зарегистрирована в 2015 году. Она обслуживает только один городской маршрут — А-22. Возглавляет фирму Андрей Кузнецов.
«Автолигатранс-НН»: Т-55, Т-74, Т-82, Т-91, Т-93, Т-94
Компания существует уже шесть лет. По данным «Контур.Фокус», она принадлежит предпринимателям Александру Шмачкову, Владимиру Абрамову и Максиму Иванову. Убыток фирмы в прошлом году составил почти 33 млн рублей при выручке в 87 млн.
Транспортники не раз наказывали водителей компании за проезд остановок без посадки пассажиров.
Гриша Саакян: Т-18, Т-40, Т-97, А-52, Т-24
Этого предпринимателя можно назвать старожилом в сфере частных перевозок. Около 20 лет Саакян владеет и руководит компанией «Футбол». Кроме того, ему принадлежат одноименное ИП и фирма «ПассажирТрансСервис-НН», отвечающая за ряд междугородних маршрутов. Также известно, что Саакян был участником религиозной организации «Церковь Сурб Амен Апркич». В ее деятельности, например, участвовал собственник Мытного рынка Ваган Багдасарян.
Вернемся к «Футболу». По данным «Контур.Фокуса», в прошлом году прибыль фирмы превысила 8 млн рублей при выручке примерно в 141 млн. Имя перевозчика не раз звучало в новостях из-за жалоб нижегородцев на несоблюдение расписания и грязные автобусы. Из плюсов — весной компания купила четыре новых пазика для городских направлений.
ИП Саакяна обслуживает Т-18 и Т-40. Судя по открытым данным, организация получила порядка десяти штрафов ГИБДД. Нижегородские транспортники же отмечали работу предпринимателя с положительной стороны. Так, недавно они похвалили одного из водителей за то, что он помог найти пассажирке кошелек с деньгами.
«Конка»: А-89, А-99, А-47, А-84
Компания существует около десяти лет. Она принадлежит предпринимателю Андрею Железнову. В прошлом году прибыль фирмы превысила 4 млн рублей, а выручка составила почти 47 млн. Организацию возглавляет Михаил Шарыченков, который прежде работал в «Русской тройке».
По данным сервиса «Контур.Фокус», «Конка» получила несколько штрафов за административные правонарушения. Жалобы со стороны нижегородцев на этого перевозчика в основном были связаны с плохим состоянием автобусов и проездом остановок. В сентябре фирма сообщила, что отремонтировала транспорт на маршруте А-84.
«Автопарк НН»: Т-29, Т-49, Т-86
Фирма, основанная в 2016 году, принадлежит Елене Климановой и Сергею Сиволдаеву. Кроме этой организации у предпринимательницы есть еще несколько компаний в транспортной сфере. К примеру, одна из них — «Елена» — обслуживает популярный маршрут Т-57. Что касается «Автопарка», его прибыль в прошлом году составила 4,6 млн рублей, а выручка достигла почти 79 млн.
Перевозчик не раз попадал во внимание властей за проезд остановок и нарушение расписания. Нескольких водителей компании лишили премий.
Мурвет Алиев: Т-65, Т-83
Предпринимателю принадлежит несколько нижегородских фирм, которые занимаются торговлей и пассажирскими перевозками. Как ИП он зарегистрировался еще в конце 90-х. В открытых данных нет информации о финансовом состоянии организации.
Со стороны нижегородских транспортников Алиев практически не получал никаких претензий. Так, они не раз хвалили организацию за помощь пассажирам в поисках «потеряшек».
Напомним, в конце сентября NN.RU вышел на собственный транспортный патруль. Мы пришли на один из самых оживленных узлов Нижнего Новгорода — площадь Минина — и сняли видео о происходящем: несмотря на количество автобусов, на всех их явно не хватает.