«Рухлядь, только списывать», — так отозвался о большинстве троллейбусов в Нижнем Новгороде губернатор Глеб Никитин. Глава региона добавил, что маршруты в нагорной части города решено полностью заменить электробусами. Нижегородцы идею приняли неоднозначно: одни поддержали обновление парка, другие усомнились в больших тратах на проект. NN.RU посмотрел, в каком состоянии находятся троллейбусы, и спросил у пассажиров, что они о них думают — и рады ли новой идее властей.
«Нормально, раньше хуже было»
В нагорной части Нижнего Новгорода работает лишь одно троллейбусное депо, обслуживающее четыре маршрута: № 9, 13, 17 и 31. Один из них — 13-й — временно не ходит из-за ремонта газопровода на Бекетова. Корреспонденты NN.RU отправились в Советский район, чтобы протестировать троллейбусы на остальных маршрутах.
К остановке на Ванеева подъехал троллейбус № 17 — оранжевый «Тролза», собранный на энгельском заводе. Утром он ехал практически пустой, а замещать кондуктора в нём оставили два синих валидатора от «Ситикарда». Троллейбус спускается к Советской площади — начинается участок с кучей поворотов и светофоров. Каждый раз, когда «рогатый» тормозит или трогается, транспорт дергает так, что пассажиры чуть не падают. Спасают поручни — благо они в 17-м троллейбусе надежно закреплены. Неплохо вытерпела годы ежедневной работы и отделка потолка, на которую налепили свежие наклейки. Однако добрых слов не скажешь о ржавчине на сиденьях и обшарпанном полу. На одной из дверей и вовсе отпало крепление.
— Грязновато, — рассказывает пассажирка троллейбуса Лариса и показывает на окна. — А так ездят нормально, не грубят, ничего.
— То, что они довольно старые, не беспокоит?
— Конечно, выбрасывать пора.
Другие пассажиры, которых мы спросили про состояние транспорта, ничего не сказали, отметив, что редко ездят на троллейбусах. Одна женщина уже на выходе добавила, что маршрут удобный и ездит часто. 17-й троллейбус соединяет микрорайон Кузнечиха с центром города. Пару лет назад на нем запускали троллейбус с запасом автономного хода, который смог бы доезжать до «Цветов». Однако позже его перевели в третье депо, которое находится в нижней части города.
С 17-го троллейбуса мы пересели на 9-й. Приехал еще один «Тролза», но куда более помятый. Этому троллейбусу, судя по открытым данным, больше 16 лет. Пассажиры забрались в салон, и раздался голос: «В депо до четвертого».
— Чего ты сразу, *** [блин], не объявляешь, что в депо-то, — подбежал к первой двери неизвестный мужчина. — Люди все зашли.
— Я людей жду, — отвечает ему водитель. — Че вам каждому, что ли, *** [блин], объявлять. Умник, себе показывай пальцы.
Севшие в троллейбус пассажиры, услышав объявление, нехотя из него вылезли. Как и на 17-м маршруте, сиденья в салоне одеты в разноцветные чехлы, пол и окна — в пыли. В дополнение ко всему в «девятке» потрескалась отделка у окна, местами изрисованы стены, а с двери сошла краска. На полу — выпуклые металлические пластины, о которые довольно легко споткнуться. Забавно, что на табло, которое сообщает пассажирам время, всё еще было 6 января.
Последний троллейбус, на котором мы ездили, — 31-й, курсирующий от «Щербинок» до площади Горького. Около «Дворца спорта» остановился старенький ВМЗ, приехавший в Нижний с вологодского завода. В салоне — не протолкнуться. Почти все пассажиры, а ехали в троллейбусе в основном студенты, вышли лишь после остановки около «Серой лошади». Тогда мы смогли внимательнее взглянуть на салон. Проблемы те же, что и в остальных троллейбусах: ржавчина на сиденьях, мусор на полу. От остальных 31-й отличается разве что другой расстановкой кресел и трещиной на потолке.
— Раз в полгода езжу, — сообщил пассажир троллейбуса Сергей. — Нормально, раньше хуже было.
За последние годы, кстати, произошло немало опасных происшествий, связанных с маршрутом № 31. Прошлым летом на одном из троллейбусов разорвалось колесо — женщине и ребенку потребовалась помощь медиков. Спустя полгода на этом же маршруте случился еще один инцидент — тогда троллейбус загорелся. В региональном МЧС предварительной причиной пожара назвали техническую неисправность.
Электробусы vs троллейбусы
О том, что троллейбусы в нагорной части Нижнего Новгорода заменят электробусами, губернатор Глеб Никитин заявил в начале апреля. По его словам, контактная сеть настолько изношена, что ее восстановление обошлось бы в миллиарды рублей — а таких денег у региона нет и тратить столь внушительные суммы власти считают нецелесообразным делом. Старую инфраструктуру собираются убрать, а троллейбусы из первого депо заменить 60 электробусами. Новый транспорт региональные власти планируют купить на субсидию, которую Нижегородской области выделили в федеральном правительстве. В Минтрансе добавили, что с помощью электробусов удастся продлить маршруты троллейбусов до застраиваемых жилых комплексов, таких как «Цветы», «Новая Кузнечиха» и «Новинки». Нижегородцы к этой идее отнеслись по-разному.
— Ездил на экспериментальном [электробусе], когда запустили в городе, комфортно и удобно, — прокомментировал новость Дмитрий. — Ждем обновление всех троллейбусов.
— Электробус дороже троллейбуса! — рассказывает Иван. — Современные троллейбусы лишены всех проблем. В России есть заводы троллейбусов и скоростной контактной сети.
— А кто производитель этих электробусов? — поинтересовалась Валерия. — И как будет решаться проблема утилизации аккумуляторов, которые никто пока еще не знает, как правильно утилизировать?
Как рассказали в региональном Министерстве транспорта, на данном этапе все троллейбусы, которые находятся в хорошем состоянии, сохранятся на линиях. Когда именно начнут демонтировать контактную сеть и что будет с троллейбусами в заречной части города, власти пока не поясняют. Федеральную субсидию регион будет получать до 2025 года.
Как вы считаете, лучше купить новые троллейбусы или электробусы?