20 января четверг
СЕЙЧАС -10°С

Там, где зимуют теплоходы. Уникальные кадры из Собчинского затона

В поселке Октябрьском ждут навигацию 26 четырехпалубных пассажирских судов

Поделиться

Суда стоят караваном, в каждой линии — два-три теплохода

Суда стоят караваном, в каждой линии — два-три теплохода

Поделиться

Суда стоят караваном в 11 линий. В каждой линии — два-три теплохода. 

Схема расстановки судов

Схема расстановки судов

Поделиться

По осени они заходят со стороны Нижнего Новгорода и должны развернуться, чтобы встать носом к течению. Всё, с этой минуты речники переходят на зимний формат работы.

Поделиться

Из-за строгих в судоходстве правил попасть на территорию практически невозможно. Но нет ничего невозможного. 

Поделиться

Путешествие и общение с капитанами, экипажами, уважаемыми речниками состоялось благодаря директору Музея речного флота Галине Абаевой.

Поделиться

В 15 км ниже Нижнего Новгорода среди песков и лесов левого берега Волги имеется небольшой мелководный залив — называемый Собчинской заводью, именно в этом удобном месте был основан затон для зимнего отстоя судов. 160 лет здесь зимует волжский флот.

Поделиться

В настоящее время стоят четырехпалубные круизные пассажирские теплоходы на белом снегу как белые лебеди. Картина впечатляющая, зрелищная.

Поделиться

Собчинский затон свое название получил по близлежащей деревне. История затона и предприятия начинается 30 сентября 1858 года (ст. стиль), когда впервые в Собчинскую заводь, как в безопасное место от ледохода, купец Колчин привел несколько барж на зимовку и сдал под охрану крестьянину Деулину. В последующие годы количество судов, зимовавших здесь, увеличивалось.

Затон. Вид сверху

Затон. Вид сверху

Поделиться

Купцам это место было выгодно, недалеко от Нижнего Новгорода. Для удобства ремонта судов судовладельцы строили кузницы, слесарни и др. подсобные помещения. Производственная база расширялась. Для жилья были построены купцом Климовым, первые 8 домов, один из этих домов сохранился.

Поделиться

В 1905–1918 годы владельцем затона стал пароходчик Зарубин. В затоне в зимний период уже проживало 250–300 человек. В 1918 г. национализировали мастерские и зимующий флот. Руководство затоном принял на себя затонский комитет. В 20-е годы построены новые цехи: деревообделочный, литейный, судокорпусный.

Поделиться

1928 год — стояло 45 единиц флота, 500–600 человек работало в затоне.

Поделиться

С 1930 г. в затоне началось строительство новых судов. Поэтому в 1932 г. затон переименовали в Собчинский судоремонтный завод. 

Поделиться

На Волге прославился как крупнейшее предприятие речного флота. 

Поделиться

Механизации было недостаточно. Например, судно для ремонта на берег поднимали 2–3 дня и принимал участие буквально весь коллектив. Это были дни аврала на заводе.

Поделиться

Во время Великой Отечественной войны на заводе проходило переоборудование буксирных судов в канлодки для ВВФ, строили аэросани для фронта. За самоотверженный труд заводчанам 32 раза присуждалось переходящее Красное Знамя ГКО и было передано заводу на вечное хранение.

Поделиться

В 1954–1955 гг. введен в действие слип для подъема судов и это занимало уже 1–1,5 часа при 6–8 рабочих.

Поделиться

В 1958 г. заводу присвоено имя 40-ой годовщины Октября, впоследствии Октябрьский ССРЗ, а также и поселок тоже стал называться Октябрьский, входит в Борский городской округ Нижегородской области. Судостроительные заводы на Волге во второй половине 20 столетия входили в состав ВОРПа. 

Поделиться

После акционирования при заводах были учреждены шесть баз технического обслуживания флота: Борская, Волжская, Городецкая, Жуковская, Звениговская, Октябрьская для зимней стоянки флота ОАО «Судоходная компания "Волжское пароходство"».

Поделиться

В 2012 г. произошла передача пассажирского флота ООО «Водоходъ». В настоящее время в акватории Октябрьской БТОФ стоит и ремонтируется флот «Водохода». Здесь же располагается управление по техническому обслуживанию флота «Водохода».

Поделиться

Весной, с первыми лучами солнца, корабли и их команды будут готовиться к отправлению в навигацию. 

Текст: Галина Абаева
Фото: Ирина Яшнова, Анна Вингурт, Владимир Лашманов

Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter