Белые теплоходы на белом снегу. Здесь, в поселке Октябрьском Борского района Нижегородской области, ждут навигацию, обновляются к сезону 26 четырехпалубных пассажирских судов московской круизной компании «Водоходъ».
Суда стоят караваном в 11 линий. В каждой линии — два-три теплохода.
По осени они заходят со стороны Нижнего Новгорода и должны развернуться, чтобы встать носом к течению. Всё, с этой минуты речники переходят на зимний формат работы.
Из-за строгих в судоходстве правил попасть на территорию практически невозможно. Но нет ничего невозможного.
Путешествие и общение с капитанами, экипажами, уважаемыми речниками состоялось благодаря директору Музея речного флота Галине Абаевой.
В 15 км ниже Нижнего Новгорода среди песков и лесов левого берега Волги имеется небольшой мелководный залив — называемый Собчинской заводью, именно в этом удобном месте был основан затон для зимнего отстоя судов. 160 лет здесь зимует волжский флот.
В настоящее время стоят четырехпалубные круизные пассажирские теплоходы на белом снегу как белые лебеди. Картина впечатляющая, зрелищная.
Собчинский затон свое название получил по близлежащей деревне. История затона и предприятия начинается 30 сентября 1858 года (ст. стиль), когда впервые в Собчинскую заводь, как в безопасное место от ледохода, купец Колчин привел несколько барж на зимовку и сдал под охрану крестьянину Деулину. В последующие годы количество судов, зимовавших здесь, увеличивалось.
Купцам это место было выгодно, недалеко от Нижнего Новгорода. Для удобства ремонта судов судовладельцы строили кузницы, слесарни и др. подсобные помещения. Производственная база расширялась. Для жилья были построены купцом Климовым, первые 8 домов, один из этих домов сохранился.
В 1905–1918 годы владельцем затона стал пароходчик Зарубин. В затоне в зимний период уже проживало 250–300 человек. В 1918 г. национализировали мастерские и зимующий флот. Руководство затоном принял на себя затонский комитет. В 20-е годы построены новые цехи: деревообделочный, литейный, судокорпусный.
1928 год — стояло 45 единиц флота, 500–600 человек работало в затоне.
С 1930 г. в затоне началось строительство новых судов. Поэтому в 1932 г. затон переименовали в Собчинский судоремонтный завод.
На Волге прославился как крупнейшее предприятие речного флота.
Механизации было недостаточно. Например, судно для ремонта на берег поднимали 2–3 дня и принимал участие буквально весь коллектив. Это были дни аврала на заводе.
Во время Великой Отечественной войны на заводе проходило переоборудование буксирных судов в канлодки для ВВФ, строили аэросани для фронта. За самоотверженный труд заводчанам 32 раза присуждалось переходящее Красное Знамя ГКО и было передано заводу на вечное хранение.
В 1954–1955 гг. введен в действие слип для подъема судов и это занимало уже 1–1,5 часа при 6–8 рабочих.
В 1958 г. заводу присвоено имя 40-ой годовщины Октября, впоследствии Октябрьский ССРЗ, а также и поселок тоже стал называться Октябрьский, входит в Борский городской округ Нижегородской области. Судостроительные заводы на Волге во второй половине 20 столетия входили в состав ВОРПа.
После акционирования при заводах были учреждены шесть баз технического обслуживания флота: Борская, Волжская, Городецкая, Жуковская, Звениговская, Октябрьская для зимней стоянки флота ОАО «Судоходная компания "Волжское пароходство"».
В 2012 г. произошла передача пассажирского флота ООО «Водоходъ». В настоящее время в акватории Октябрьской БТОФ стоит и ремонтируется флот «Водохода». Здесь же располагается управление по техническому обслуживанию флота «Водохода».
Весной, с первыми лучами солнца, корабли и их команды будут готовиться к отправлению в навигацию.
Текст: Галина Абаева
Фото: Ирина Яшнова, Анна Вингурт, Владимир Лашманов
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.