Сегодня, 13 августа, отмечается всемирный день левшей. Частый вопрос, который задают молодые родители, - стоит ли заставлять «леворукого» ребенка более активно пользоваться правой рукой?
Есть стереотипное представление о левше как человеке творческом, тяготеющем к музыке, танцам, изобразительному искусству. В советские годы (и это хорошо помнят те, кому сейчас за 40) всех левшей делали «правильными», праворукими, порой довольно жесткими способами. Но чего стоили страдания ребенка? Были ли они оправданны? Может быть, родители и педагоги, сделав его «обычным», губили в нем некий талант?
За разъяснениями корреспондент NN.RU обратился к эксперту. По мнению нижегородского психолога Антона Филиппова, существует ряд причин, по которым ребенок становится левшой.
«Есть несколько видов левшества, разных по своему происхождению: генетически передаваемое левшество и леворукость.
В первом случае ведущую руку определяет головной мозг. Правой половиной тела управляет его левое полушарие, а левой – правое. Во втором случае причиной леворукости могут стать родовая травма, особенности развития и воспитания малыша»
До недавнего времени существовала практика переучивания левшей. В результате в школе становилось как минимум на одного отстающего ученика больше: ребенок, которому удобнее пользоваться левой рукой, тратил гораздо больше времени, чтобы совершать нужную работу при помощи менее удобной правой руки.
«Насильственное превращение правой руки в ведущую негативно влияет не только на учебный процесс. Оно отражается на личности, характере ребенка, которые проявляются в виде неврозов, речевых нарушений, менее активного творческого развития, повышенной раздражительности, пониженной невнимательности и упрямства», - говорит психолог.
Современным родителям, воспитателям и педагогам следует учитывать более активную роль правого полушария в жизнедеятельности леворуких детей, считает он.
«Переучивать ребенка-левшу нельзя, - подчеркивает Антон Филиппов. - Если воспитатель или педагог придерживаются иной точки зрения, родителям необходимо обсудить с ними вопрос невмешательства в данную особенность личности чада. Если насильственно «скорректировать» работу детского мозга, тем более в раннем возрасте, могут возникнуть непредсказуемые негативные последствия. И, что опасно, они могут проявиться не сразу, а спустя годы. Поэтому пусть ребенок пишет, играет, ест и рисует той рукой, какой ему удобнее»