![](https://n1s1.hsmedia.ru/bf/93/2e/bf932e23d47489ed2607c0340589ad98/656x438_1:5723_f6a2c67f37b1f1835afe3230f77bb4da@1920x1280_0x7YQBaVPr_0081007171948333611.jpg.webp)
Абоненты начали получать уведомления мобильных операторов об изменении условий тарифов и подписок. Так витиевато теперь называют предупреждения о повышении стоимости услуг связи. В июне — июле выросли цены у Tele2, «МегаФона» и «Билайна», в августе запланировал увеличить плату МТС. Почему исчезают архивные тарифы и дорожает мобильная связь, а также как это скажется на потреблении услуг, мы поговорили с основными российскими операторами и экспертами.
«Мы старались сохранить...»
Очередная волна повышения цен на тарифы, пакеты и подписки крупнейших операторов мобильной связи в России началась с июня. Отметилась вся «Большая четверка» — «МегаФон», МТС, «Билайн», Tele2. Судя по сообщениям читателей, компании пересмотрели архивные и действующие тарифы, а плату за свои услуги подняли на 15–100 рублей.
Во второй половине июня абонентам Tele2 начали приходить сообщения об изменении стоимости безлимитных тарифов — в сторону повышения, конечно. Причем рост по некоторым тарифным планам ожидался на 60–80%. Информацией заинтересовались Минцифры и Федеральная антимонопольная служба, пообещавшие проверить обоснованность такого резкого увеличения. Буквально на следующий день выяснилось, что Tele2 передумал.
— Компания оперативно ответила на позицию министерства и не будет повышать стоимость безлимитных тарифов более чем на 50 рублей в соответствии с действующими правилами (не выше уровня инфляции. — Прим. ред.), — сообщили в Минцифры.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6c/31/98/6c3198beead70bdb18a4faf2432213ea/984x750_1_4960796dce4acaa3cb8f0abf2e89c483@1125x857_0x0DYakVMW_1213623834059825978.jpg.webp)
В июле с повышением цен столкнулись абоненты «МегаФона».
— Где-то в конце июня пришла СМС об изменении какого-то условия. Сначала даже не обратил внимания. Через несколько дней решил сделать ежемесячный платеж и увидел, что стоимость моего тарифа «Персональный Максимум» увеличилась на 48 рублей — до 728 рублей, — рассказал челябинец Алексей, который пользуется связью «МегаФона».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b9/c6/fc/b9c6fcaf6bbebc27ba8236a53d76e2e6/478x536_1_206b32cc012f5aa50b62ac3a60976425@478x536_0xPT6Ot75H_8297913323754023306.jpg.webp)
— А мне 20 июня пришло сообщение от «МегаФона», что с 1 июля будут изменены некоторые условия тарифов и опций. Перешла по ссылке — оказалось, что цена подскочила сразу на 100 рублей. У меня тариф «Управляй», и теперь платить за него придется по 500 рублей ежемесячно, — сообщила Мария.
С 6 июля «Билайн» увеличил абонентскую плату на отдельных тарифах на 10,3%.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/fb/f1/0d/fbf10de08b4b17e14472d0c9c7cea022/424x707_1_2ef10b09cadcac5cab5c500bf88bb3fd@424x707_0xzx3prSr0_2104970474116745513.jpg.webp)
А с 8 августа повышение цен ждет тех, кто пользуется связью МТС.
— Мы старались сохранить вашу подписку такой, как вы привыкли, но придется внести небольшие изменения. С 8 августа плата по вашей подписке увеличится на 36 рублей, — такое сообщение получили несколько читателей, использующих пакет «НЕТАРИФ» от МТС.
Как это объяснили операторы
Компании сотовой связи не отрицают пересмотр отдельных тарифов, но избегают публичных обсуждений роста цен.
Например, в Tele2 подробно рассказали об улучшении параметров и расширении тарифных линеек, добавлении безлимитного доступа к новому мессенджеру. Но оставили без ответа простой вопрос о том, на сколько подорожали действующие тарифные планы.
— Мы регулярно разрабатываем выгодные опции и предложения для наших абонентов. Недавно запустили обновленную линейку «Без Переплат», где из семи различных вариантов можно выбрать оптимальный для себя пакет минут и мобильного интернета. Кроме того, в максимальные тарифные планы добавлена опция pre-5G, которая увеличивает скорость интернета до 50%, — прокомментировали последние изменения в пресс-службе «МегаФона».
Впрочем, оператор все-таки объясняет причины непопулярного решения — необходимостью поддерживать качество связи на высоком уровне.
— Это обусловлено увеличением затрат на предоставление связи: стоимостью оборудования и эксплуатации сети, расходами на услуги третьих лиц, электроэнергию и другие ресурсы, которые влияют на себестоимость связи, — говорится в сообщении, которое абоненты «МегаФона» могут открыть по разосланной им ссылке.
Повышение цен называют необходимой мерой, которая позволит сохранить качество связи, и в компании МТС. Всем, кому увеличат тариф, также рассылают ссылку на текст-«объяснялку».
«Небольшой рост тарифов на мобильную связь — следствие заметного повышения расходов на обслуживание сотовых сетей в последние месяцы»
— Люди в России по-прежнему хотят звонить и пользоваться онлайн-сервисами везде, где бы они ни оказались, — это важно для всех. Ради этого операторы связи, как и раньше, делают всё необходимое для поддержки сетей связи, в том числе своевременно ремонтируют или заменяют подорожавшее оборудование, улучшают покрытие. Современные сети связи опираются в основном на зарубежное оборудование. Его поставки в Россию сейчас очень непросто организовать: из-за дефицита расходы на сервисное обслуживание выросли на 40% и более. Примерно то же самое происходит в стране со многими другими услугами и товарами, — объяснили в МТС.
В компании также напомнили о периодически пересматриваемых тарифных планах и их наполнении с учетом рыночной ситуации и потребностей абонентов.
— Изменения в таких случаях затрагивают только архивные тарифы, касаются примерно одного процента жителей и не превышают уровень потребительской инфляции, — подчеркнули в пресс-службе МТС в Челябинской области.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/89/4d/5f/894d5f577d6ca79a698ab593511d3cfd/656x438_1:5723_6ddf81f11c958ee9370f2019291d065b@1920x1280_0xcFjFqSX4_7720963097121087869.jpg.webp)
Корректировка тарифов — обычная рыночная практика, отметили в компании «ВымпелКом» («Билайн»).
— На нашем телеком-рынке сегодня высокий уровень конкуренции — он позволяет балансировать предложение по тарифам, что делает услуги связи в России одними из самых доступных в мире, — прокомментировали в пресс-службе «ВымпелКома». — Мы всегда заранее предупреждаем абонентов об изменениях тарифов, даем возможность выбора дополнительных бонусов либо смены тарифного плана и не повышаем цены выше обозначенных регуляторами рынка (Минцифры и ФАС) значений.
Еще одно незаметное пока для большинства нововведение — платное подключение к сети. Эту услугу оценили в 50 рублей. Столкнутся с этим только новые абоненты. Операторы называют введение платы вынужденной мерой.
— Введение платы обусловлено ростом расходов оператора на обслуживание связи, в том числе на производство и оформление SIM-карт. Она частично покрывает затраты оператора на подключение абонента к сети связи. Кроме того, сама SIM-карта — дорогой и дефицитный товар, стоимость которого выросла из-за осложнившегося процесса поставки, — рассказали в Tele2. Плата за подключение включена в стоимость стартового баланса, добавили в «Билайне».
Рост будет, но не выше инфляции
В этом году сотовые операторы активно закрывают старые и вводят новые тарифные линейки, а также тасуют пакет услуг. По словам экспертов, главная задача компаний — завуалировать неизбежный рост цен, чтобы удержать среднюю выручку с потребителя.
— Надо понимать, что у операторов есть издержки, и они увеличиваются, они также сильно закредитованы, — отметил в июне министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев в интервью «Известиям». — Все за дешевую связь, но, когда ты не можешь индексировать тарифы, ты не можешь вкладывать в развитие сетей.
Последствия спецоперации на Украине сильно осложнили работу компаний сотовой связи — из-за санкций и валютных ограничений у них возникли проблемы с обновлением импортного оборудования. В помощь операторам в апреле Федеральная антимонопольная служба России и Минцифры разработали «Методические рекомендации поэтапной индексации тарифов операторов связи с учетом текущего уровня инфляции». Проще говоря, операторам связи разрешили без уведомлений и проверок повышать тарифы на величину накопленной с начала года инфляции (11,8% — на конец мая 2022 года). Однако выше, чем индекс потребительских цен, тарифы расти не должны, заявил Максут Шадаев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1e/24/85/1e248556a5a31ac2eb3c34c026e08296/656x438_1:5723_ce0e9424da8905feddb1f9818aff3768@1920x1280_0x0Kcr87zr_7123256234721410068.jpg.webp)
На рынке сейчас сложилась интересная ситуация. Впервые Минцифры разрешило операторам менять стоимость тарифов без лишних слов и действий, отметили эксперты.
— Раньше им затрудняли это все, максимально ограничивали рост тарифов. Теперь тарифы можно менять, и они будут на уровне инфляции. Сейчас она 15–16%, то есть на этот предельный уровень операторы могут менять тарифы. Естественно, они выбирают меньший уровень, примерно на 7–10%. Но, если говорить об изменениях до конца года, думаю, средний рост цен составит 10%, — указал главный редактор сайта Mobile-review.com Эльдар Муртазин.
Эксперт не видит в этой цифре ничего страшного. Он напоминает, что связь в России была сверхдешевая, сейчас она просто дешевая, а операторам нужны деньги на развитие.
«Для людей, потребителей, этот тезис неприятен — никому не нравится, когда поднимаются цены. Но связь никогда не росла в цене так, как сфера ЖКХ»
— Хотя с точки зрения обслуживания инфраструктуры она значительно дороже. Поэтому надо принять, что связь будет дорожать на 7–8% в год. Не на всех тарифах одновременно, по-разному, конечно, — отметил Эльдар Муртазин. — Мы ежегодно потребляем всё больше и больше трафика, при этом он стоит дешевле. По сути, если сравнивать с тем же электричеством, выглядит это примерно так: год назад потребляли 100 киловатт, а теперь — 150. То есть на 50% больше, но при этом платим всего лишь на 8% больше. Со связью происходит именно так.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e7/bf/dd/e7bfdd7c49c0ea8217fb8e5a83e5b347/656x438_1:5723_f1e6ec122d1b6e2d1e5fb1d3a12a8dd3@1920x1280_0xFuK0WNtQ_3661157199919254557.jpg.webp)
Стоимость увеличится в первую очередь для тех, кто использует много трафика, например, удаленно работает и использует широкополосную мобильную связь, спрогнозировал аналитик финансовой группы «Финам» Леонид Делицын.
— Перед операторами связи стоит задача максимально продлить срок существующего инфраструктурного оборудования, поскольку западные поставщики не будут продавать новое, а в России оно не производится. Соответственно, не следует ожидать активного привлечения абонентов, которые расходуют много трафика — геймеров и так далее. Кроме того, как отметил недавно и президент РФ, отечественное оборудование для 5G у нас тоже не готово, то есть в основном пока будет использоваться 4G. Оборудование на замену вышедшего из строя в любом случае будет дороже, чем раньше, и операторам потребуются средства. В условиях, когда кредиты дорожают и их увеличение нецелесообразно, единственным надежным источником дохода являются абоненты. Поэтому операторы будут медленно поднимать тарифы, — объяснил Леонид Делицын.
Но отказаться от услуг мобильной связи большинство потребителей уже не может, добавил эксперт.
«Мобильная связь стала неэластичной по цене, вроде хлеба и гречки. То есть, сколько бы она ни стоила, без нее никуда не деться»
— Пенсионер еще способен приобрести продукты в продуктовом и кастрюльку в хозяйственном, но «белый воротничок» без навигатора не сможет заказать продукты, а без одной из систем мобильных платежей — оплатить покупку, — констатировал аналитик «Финам».
В перспективе не исключено, что тарифы на услуги связи будут регулироваться государством, так же, как на электричество и коммунальные услуги. Антимонопольная служба в последние годы часто высказывает претензии по поводу тарифов. Поэтому их изменения не могут быть резкими, и большинство потребителей успеет адаптироваться, заключил Леонид Делицын.
Также 74.RU разбирался, почему мобильные операторы отменили безлимитный интернет и как это сказалось на расходах россиян.