Сколько вы зарабатываете? В большинстве случаев (согласно Нижегородстату) зарплаты в Нижегородской области достигают свыше 60 тысяч рублей. И вы не догадывались, но якобы всё вполне себе хорошо у водителей общественного транспорта с их приятной для Нижнего Новгорода зарплатой — 84 тысячи рублей!
Такие высокие зарплаты связаны с нехваткой водителей. Перевозчики пытаются заманить людей на эту работу, предоставляя, помимо денег, многочисленные льготы. Но не всё так просто. Как нам рассказывал один из водителей, за день вполне реально заработать 5 тысяч рублей, но при этом придется работать на износ. График предоставляет выбор: кто-то работает стандартную пятидневку, однако большая часть предпочитает колесить по городу сутки через двое.
Рабочий день не может превышать 9 часов, но два раза в неделю он может быть увеличен до 10. При этом фактически рабочий день гораздо больше: водителям приходится вставать в 4 утра, чтобы добраться до парка и разобраться с машиной, а после этого еще возвращаться домой. По словам самих водителей, около 12–14 часов в день они проводят на работе или по пути туда, и именно поэтому они выбирают график 1/2.
А на чем колесить? Большая часть автопарка — старые маршрутки, купленные городом еще перед чемпионатом мира по футболу. Новые тоже не лучше: их частые поломки буквально подрывают возможность людей зарабатывать. Из-за всех проблем текучка кадров серьезная, и сейчас только на одном предприятии «Нижегородпассажиравтотранс» (государственный перевозчик) кадровая нехватка составляет более 500 человек.
Региональные власти эту проблему, судя по всему, понимают. Правда, на практике это понимание не реализовывается — транспортная реформа до сих пор находится в подвешенном состоянии. Евгений Люлин, председатель нижегородского заксобрания, недавно предложил для начала наконец-то разобраться с пенсиями для водителей. Оказывается, право на досрочный уход имеет меньшая часть водителей, так как пригородные маршруты, согласно федеральному законодательству, такой льготы не удостоены. Страховая пенсия по старости назначается только водителям автобусов, троллейбусов и трамваев.
Сами водители выбирать маршрут работы не могут, и их часто кидают на пригородные, что прерывает рабочий стаж, а это уже откладывает заветный отдых. По задумке, досрочная пенсия для мужчин — 55 лет, а для женщин — 50. Однако в большинстве случаев работает это только на бумаге, да и сами водители зачастую не перестают трудиться из-за возраста.
Получается, один из главных мотивов крутить баранку «до потери пульса» не имеет никакой силы. А есть ли еще меры для борьбы с дефицитом кадров? Да — кампания «Приведи друга», по которой сотрудник получает 3 тысячи рублей за каждый привлеченный кадр. То есть платят за импровизированный HR меньше, чем за один рабочий день.
Даже если новый сотрудник выйдет на работу, ему платить хорошие деньги сразу не будут. У водителей есть испытательный срок, но до сих пор нет выплат за недополученную выгоду. Однако, как заверяют в «Нижегородпассажиравтотрансе», проект по подъемным выплатам находится в разработке. Из «плюшек» — медицинская страховка и бесплатная корпоративная связь.
Иногда, если повезет, водитель предпенсионного и пенсионного возраста может отправиться на лечение в санаторий «Городецкий» или ВЦСПС. Для молодых специалистов есть даже курсы по переподготовке на категорию D. Меры далеко не однозначные — хотя бы из-за многочисленных требований и волокиты, с которыми сталкиваются водители. Пожалуй, работает полноценно только выделение путевок в оздоровительные лагеря для детей сотрудников.
Есть еще кое-что, о чем мы не упомянули ранее. Бесплатное высшее образование в Княгининском университете — естественно, на заочке. Представьте: вам 50 лет, и вдруг, работая водителем автобуса, вы решили наконец-то грызть гранит науки. О том, сколько человек воспользовалось этой возможностью, «Нижегородпассажиравтотранс» не рассказал.
На бумаге всё выглядит замечательно, однако воспользоваться бонусами работы либо не получается, либо они попросту неактуальны для самих работников. У «частников» дела обстоят не лучше — ко всему добавляется нерегулярное техобслуживание, что делает работу еще опаснее.