Страна и мир «Меня приняли за зэка, убегающего от снежного человека». Нижегородец делится впечатлениями от похода

«Меня приняли за зэка, убегающего от снежного человека». Нижегородец делится впечатлениями от похода

Он сходил туда, куда не ходят «нормальные туристы»

Александр — заядлый путешественник, путешествует часто только в компании рюкзака и лодки

— В прошлом году пришла в голову шальная мысль: «А не прогуляться ли нам там, где не ходят «нормальные» туристы?». Посмотрел карту, нашёл красивые названия, и стал денежку копить на транспорт. Была мысль пройти до реки Юрибей от посёлка Новый Порт и далее сплавиться до Байдарацкой губы.

Яма́л — полуостров на севере Западной Сибири, на территории Ямало-Ненецкого автономного округа России. Длина полуострова — 700 км, ширина — до 240 км. Омывается Карским морем и Обской губой. Ландшафты полуострова представлены тундрой, на юге — лесотундрой. Многочисленны озёра. Полуостров слабо освоен человеком. Ведётся оленеводство, рыболовство. На полуострове расположены крупнейшие залежи природного газа. Wikipedia.org

Началась вся наша авантюра, как всегда, с лёгкой разминки. Выволок к подъезду два неизменных рюкзака, собрал свой грузовой транспорт и потихонечку потопал в сторону вокзала. Часа за полтора дошёл. Заодно проверил грузоподъёмность и ходовые качества своего транспорта, слегка переделанного за зиму.

Всегдашний компаньон на вокзальную заброску — Николай Стрепетов в этот момент укатил в свою деревню, за что был много раз вспомянут мною пока дошёл. Чтоб его икота чуть достала в этот момент...

А на вокзале началась веселуха! Ещё не закончился этот самый «МУнДИ-АЛЬ»... Начался полный шмон! Но до поезда ещё три часа, успею. Перетрясли оба рюкзака, вывернули все карманы и проверили меня какой-то штуковиной на наличие тротила в желудке. На территорию вокзала я вошёл с голым торсом, в штанах и носках. На сланцах были металлические заклёпки, их тоже пришлось снять!

Далее посадка в поезд Нижний Новгород — Воркута. Попутчики — все тётеньки старше среднего возраста, которые с сочувственными ахами и вздохами упаковали все мои вещички. Поинтересовались, куда это я собрался. Потом достали сумки с продовольствием и... Начался праздник живота! Моего тоже!

Через полтора дня выбросился на станции Сейда. Через шесть часов подъехал местный поезд на Лабытнанги. В поезде встретил уже знакомый народ. Оленеводы со 110-го километра. Наши люди везде! Даже на краю географии.

На конечную приехали в половине первого ночи по местному времени. И начались первые «сюрпризы». Оказалось, что у большого рюкзака расползлись два шва и сломалась молния. Пришлось обмотать рюкзак верёвками для надёжности. Время будет, заштопаю, а пока и так хватит.

Не торопясь дошёл до паромной переправы. Оказалось, она работает даже ночью, только паромов меньше. Пока все машины стояли на КПП, забежал на паром, устроился где удобнее.

На другом берегу, обогнав все машины, потихонечку пошёл. Рядом тормозит машина и вопрос из форточки: «Парень, тебе куда?».

В общем, загрузили меня в машину, довезли прямо до речного вокзала. Народ — местная молодёжь, возвращались из Лабытнангов после пьяной тусовки с друзьями. Все-таки у северных людей очень развито такое понятие как взаимовыручка! Там по-другому нельзя. Спасибо им!

Ехали с хорошей скоростью примерно с полчаса. Значит, расстояние километров тридцать. Это мне до вечера идти... А речной вокзал закрыт на ночь! Ну и ладно. Расположился около двери. На всякий случай под крышей от возможного дождя. Времени много, распотрошил рюкзак, начал потихонечку зашивать. А получилось! Но верёвки на обвязку оставил. Всё, отбой!

Утром охранник довольно вежливо разбудил, пригласил внутрь. Сдал вещички в камеру хранения и побежал в доблестную погранслужбу взять обещанное разрешение на посещение погранзоны. Всё выдали без всяких проблем, прочитали меленькую лекцию о правилах общения при встрече с невоспитанными волками и медведями.

На обратном пути немножко прогулялся по Салехарду. Всё ж таки красивый город!

Вернулся на причал, по пути заглянул в магазин. До теплохода ещё сутки. Следующую ночь мне разрешили провести в здании вокзала. Взвесили мой багаж. Немножко доплатил за перегруз в сорок пять кило.

Теплоход. Посадка. Каюта. Поехали! Народ едет кто в гости, кто на вахту... Никаких туристов там не бывает. Почти через сутки высадились на твёрдую ямальскую землю. Посёлок очень небольшой. На причале лёгкая суматоха из встречающих.

Подвалили два мужичка с вопросами: «Кто? Куда? Зачем?». Пообещали помочь с заброской. Но... Оказались местными «бичуганами», напросились на 30 граммов и этим всё закончилось.

Ладно, вздохнул и пошёл в сторону буровой. До неё почти 30 км... И как мне уже рассказали, там страшное КПП, через которое никого не пропускают и изымают всё незаконное. Особенно спирт! Посоветовали эту буровую обойти по тундре. Но с моим грузом это невозможно. Протопал часа полтора. Мимо пролетают КАМАЗы со щебёнкой. Встал на перекур, рядом тормозит КАМАЗ-шаланда. Взяли на борт. Высадили меня в километре от КПП. Время уж позднее, встал на ночёвку около озера. Утром посмотрим, что чего и как...

С утра пораньше пошёл сдаваться... Увидев меня, доблестная охрана встали цепочкой поперёк дороги и автоматы со спины перетащили на бок. В ста метрах от них оставил свой груз, подошёл. Побеседовали со старшим. Рассказал о своих планах, показал разрешение от пограничников.

«Трекол»

Через два часа подъехал вездеход «Трекол». Я такой первый раз увидел. На нём перевезли через всю буровую. Предупредили, чтоб не фотографировал. Если, говорят, фотки нужны — всё в интернете найдёшь. Буровая, отмеченная точкой на карте, оказалась большим промышленным комплексом, размером с верхнюю часть нашего города! Довезли до начала зимника. Дальше пешком...

А поверхность вокруг мягкая и слегка заболоченная... Фигово едет по ней моя тележка. Колёса вязнут. Это не по горным тропам скакать.

Дошёл до озера, упал на стоянку. Проснулся.... Невероятным усилием воли открыл сначала один глаз, потом другой... Собрался, перекусил сухим пайком. Ваще есть ничего не хочется. Может, акклиматизация? С тяжким вздохом пошёл. Дорога представляет собой колею по болотине. Иду «челноком» еле-еле.

По подсказке местного народа иду в заданном направлении. Форсировал ручей. Всё! Стоянка.

Мимо проехал вездеход... Не по пути. Парни с него пообещали мне ещё 20 км по прямой до реки. А зигзагами в три раза дальше. От расстройства треснул полуторную норму спирта и вот пишу всё это. Отбой! Спи Дельтик бестолковый... Занесло ж тебя опять. А завтра посмотрим что и куда... А чего смотреть? Предел невозврата пройден. Только вперёд!

Комары учуяли добычу, меня то есть. Позвали друганов с соседних болот, и они все вместе штурмуют палатку. Гул вокруг как от стаи шмелей. Весь день прусь по раздолбанной вездеходке. Ноги по щиколотку проваливаются как в жидкий пластилин. Двигаюсь медленно. Идти в одну ходку получается только на коротких сухих участках. На большее здоровья не хватает. Надо бы дома хоть спортом что ли каким-нибудь заняться?

В семь вечера упал... Сил больше нет. И, кстати, с семи до десяти вечера идти вообще невозможно. Это самое комариное время. Они плотной тучей жужжат перед лицом. И не столько кусаются, но дышать не дают. Я их, наверное, не один килограмм съел...

Далее всё без больших изменений. Вездеходка, «челнок», изредка форсирую небольшие ручьи. Вокруг зайцы прыгают, куропатки прям с обочины зимника вылетают. Вот только карта как-то не очень соответствует местности. Это слегка настораживает.

Ненецкое кладбище

Комары всё никак не могут справиться со своей жертвой. Поэтому слетали на соседнюю сопку за подмогой. Теперь меня ещё и гнус жрёт! Всё! Хватит нервных потрясений. Перекус, 50 граммов и отбой...

Утром наконец-то начались некоторые изменения. Раздолбанная вездеходка закончилась! Совсем закончилась!!! И впереди просто тундровое болото до самого горизонта. Сразу же провалился по самые… То есть выше колена. Хорошо хоть сапоги в болоте не оставил. Весь день полз со своим имуществом через всё это. Сухой осталась только кепка на голове. Хорошо хоть, что дождя нет. А то я жить бы остался в этом болоте.

Ножки слегка распухли от мерзлотной воды и выглядят так страшно, что их даже кровососы не едят. Выбрался на сухую кочку. Всё! Хватит подвигов на сегодня. Очень меня занимает мысль, что иду я немножко не туда. И спросить некого, вокруг кроме зайцев нет никого. Валяюсь в палатке. И, на всякий случай, в пол-уха слушаю, а вдруг кто мимо поедет.

Подъём! Кружку чаю в палатке, два кусочка колбаски, горсть сухарей. Хватит... Пошёл. Сопки стали чуть повыше. Болота между ними чуть поглубже. Как истинный пешеход героически всё преодолеваю.

Но мне давно бы надо уже уйти на северо-запад, а я третий день двигаюсь на юго-запад. И нет никакой дороги, тропы или колеи в нужное направление. А ломиться через тундру как-то боязно по моей туфтовой карте. Завтра налегке побегаю по окрестностям. Поиграю в разведчика. Может где чум увижу. Хоть определюсь, где точно нахожусь.

Полдня побегал по ближайшим сопкам. Нет никого в зоне видимости. А дальше дорога, вроде как, на запад поворачивает. Ну, собрался, потопал. Вышел на край большого озера. Наверное, это то что нужно! Ещё бы исток реки найти. Опять влез в какое-то болото. Штурм этого препятствия отложил на завтра. Чтоб добить пешеходный маршрут со свежими силами.

Весь день, плавно передвигаясь вдоль болотной кромки, пытаюсь героически пробраться во-о-о-он до той сопки. В общем нагулялся влево-вправо... А вперёд даже полкилометра не прошёл. Организовал стоянку и опять побежал вкруговую налегке. Километров в пяти-шести на высокой горке заметил четыре белых пятнышка. О!!! Наверное, чумы стоят, а там люди живые! Решил утром добежать до них. А пока отбой.

С утра пораньше рванул туда. Галопом проскакал километра четыре и когда осталось совсем чуть-чуть, «чумы» стали двигаться мне навстречу. Не понял, блин! Это оказалась колонна вездеходов. Остановились около меня, из форточек выглядывают несколько удивлённые физиономии.

И стандартный вопрос: «Как ты сюда попал?». Выяснилось, мужики приняли меня за беглого зэка, убегающего от снежного человека. Определились где мы находимся. Оказалось, что я прошёл в пяти километрах вдоль нужного озера и вышел к следующему. То есть ушёл в сторону километров на 100... А эта жидкая болотина, через которую я пытался пробраться — другой исток реки. А зимника, отмеченного на моей карте, уже давно не существует. Народ рассказал, что они вчера тоже целый день переползали через него.

Ещё раз повторю, дождей-то не было! Воды мало и исток реки из озера представляет собой не журчащий ручеёк, а широкую болотистую пойму. Шириной километра три-четыре и в длину под двадцать. А по ней и пешком нельзя, и на лодке не пройдёшь... Во, попал!

Вездеходчики сказали, что дальше вообще никого нет. И предложили: «Парень, ты фигней не занимайся. Собирай вещички и поехали. Погулял и хватит. Назад можешь не выйти...». В общем, загрузили меня в вездеход и поехали.

Они перегоняют свою технику из Лабытнангов в Мыс Каменный. А в Новый Порт заедут на заправку. Ехали долго. Часов восемнадцать. Несколько раз останавливались для ремонта техники, на перекус и просто в озере искупаться.

Доехали до той буровой. Я всё думал, как они будут страшное КПП проезжать? У них тоже ни было не пропуска, ни разрешения. Всё произошло очень просто: не доезжая сто метров до шлагбаума и доблестной охраны, вездеходы свернули с дороги и объехали это КПП по тундре. Ещё через сто метров после него выехали на дорогу и спокойно поехала дальше. Я так понимаю, охрана просто ох...ла от такого манёвра. Доехали до посёлка. Время уже позднее. Вездеходы встали на ночёвку.

Я стал прикидывать, где бы мне вписаться на пару дней до теплохода. И тут подходит местный мужчина. Он привёз народу какие-то документы. Разговорились, он и предложил остаться у него, пока жена в гости уехала. Грешно было бы отказаться!

Этот Валерий Фёдорович — очень гостеприимный хозяин и просто хороший человек! Здоровья ему! На три дня завис у него. Перепаковал рюкзаки, отдал излишки продуктов вездеходчикам. У них там всё дорого. А эти лишними не будут. Утром добежал до них, пожелал сухой дороги и мелких болот. Помахал вслед сопливым платочком. Меньше суток были знакомы, а отношение как будто знаем друг друга лет десять.

Через три дня упаковался на теплоход. Рядом ехали вахтовики. Предложили пива. Ответил половиной банки спирта. Виноват, «уложил» у них пол-бригады. Непривычные они оказались к неразбавленному.

Через сутки Салехард. На такси за триста рублёв довезли до парома. На пароме, уже вроде так положено, загрузился на грузовик доехать до вокзала. На вокзале кассы были уже закрыты. Посмотрел в справочник, билетов до Горького нету! Да, ладно, доберёмся.

На вокзале нет никого, кроме меня. Утром взял билет на местный поезд до Воркуты. Там тоже ночевал один. Часов до двух ночи проболтали с охранником и дежурным милиционером. Им там скучно, а тут свежий собеседник попался.

Взял билет до Кирова. В шесть вечера поезд. Поехали. Рядом оказались две группы туристов из Перми и из Чебоксар. Тоже едут до Кирова. Пермяки — пешеходники. Какие-то неразговорчивые.

А из Чебоксар — водники. Возвращались с Кожима. Нашли с ними общие темы для беседы. В Котласе длинная стоянка. Добежал до Северной Двины. Отметил 2 августа прыжком с пирса! За что был ненадолго задержан местным патрулём и подписал составленный протокол. Правда, пообещали, что штрафов и репрессий не будет.

Попытался взять билет прям в поезде на место, которое освободится в Кирове. Но, такой услуги пока нет. Приехали в Киров в два часа ночи. Кассы работают. Взял билет в сидячий вагон, вдвое дешевле, чем если бы купил в поезде.

Вот и всё! Добрался... Правда, вместо водного похода у меня получился, слегка напряжённый, пеший. Но, по новым неизведанным местам и всё-таки с байдаркой! И закончилось всё уж как-то очень быстро... Не последний год, наверстаем!

Текст: Светлана Шуга, Александр Самойлов
Фото: Александр Самойлов

У нас есть свои каналы в мессенджерах Viber и Telegram. Читайте новости, где удобно! Наслаждайтесь красивыми фотографиями Нижнего Новгорода в нашем Instagram.
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления