
Еще пять лет назад доля SUV в России не превышала 40%, и вот превысила половину
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Наконец это свершилось: кроссоверы и внедорожники заняли доминирующее положение на российском рынке, и по итогам 2021 года обеспечили 51% всех продаж (данные агентства «Автостат»). Причем доминируют именно легкие «проходимцы», прозванные в народе паркетниками. Их популярность настолько велика, что некоторые марки, например Nissan или Haval, продают только их. Нет ли в этом «развода на деньги», ведь кроссоверы дороже легковушек, а их достоинства некоторые считают эфемерными? Ниже — детальный разбор их плюсов и минусов на основе нашего опыта. Делитесь своим мнением в отзывах.

Полный привод для кроссовера давно не обязателен: сегодня это определение больше относится к формату автомобиля
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Кроссовер, или паркетник — неофициальное название класса автомобилей, имеющих следующие родовые признаки: двухобъемный несущий кузов (чаще универсал), увеличенный дорожный просвет, полный привод (не всегда), защитные накладки на кузов, дизайн во внедорожном стиле. Поскольку надежного критерия «кроссоверности» нет, к этому классу нередко относят машины вроде Lada X-Ray Cross, хотя это скорее обычный хетчбэк. Около половины кроссоверов продается в моноприводных исполнениях, поэтому наличие 4WD перестало считаться обязательным условием.

Кроссоверы часто берут ради семьи
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Кроссовер — это универсально
Среди всех особенностей кроссовера на первое место мы бы поставили не увеличенный просвет и наличие полного привода, а сам форм-фактор: за редким исключением кроссоверы — это достаточно практичные универсалы. Они дарят максимум вместимости при заданной длине кузова и обычно имеют систему трансформации салона, которая позволяет увезти шкаф, велосипед или детскую коляску. В кроссоверы обычно проще садиться людям с больными суставами: сиденья расположены выше.

Малыш Skoda Yeti относился к компактному B-классу, но за счет трансформируемого салона прямоугольной формы отлично подходил для перевозки крупногабаритов
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
При этом кроссоверы отличаются более вертикальной посадкой задних пассажиров, что не всегда удобно в дальней дороге. У них зачастую большая погрузочная высота багажника, а сам грузовой отсек порой не очень большой, зато почти всегда практичный: широкий проем, хорошая форма.

Многие выбирают кроссоверы из-за особенностей посадки за рулем
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Стратегическая высота
Многие любят кроссоверы за командирские ощущения за рулем. У некоторых моделей из-за руля видна передняя кромка капота, у них большие зеркала и хорошее чувство габаритов. При этом широкие передние стойки могут перекрывать сектор обзора, но сегодня эта проблема характерна и для легковушек (требование безопасности).
Высокий центр масс кроссоверов обычно сказывается на управляемости или провоцирует более жесткие настройки подвески, если производитель предпочел бороться с кренами. Соотношение виброкомфорта и управляемости у кроссоверов хуже, чем у легковушек сравнимого класса. Зато их большие колеса лучше справляются с мелочевкой.

Renault Duster с просветом на уровне 205–210 мм — своеобразный вундеркинд среди кроссоверов
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Когда значим просвет
Типичные значения просвета для адаптированных к России легковушек — 150–170 мм, для кроссоверов — 170–210 мм. Другими словами, разительного преимущества в геометрической проходимости вроде бы нет, но порой и пара лишних сантиметров спасает: это позволяет водителю более расслабленно ехать через ямы во дворе и парковаться к бордюрам. У некоторых «кроссов» передние бампера скошены и / или имеют некрашеные вставки, которые не так страшно повредить при езде по умеренным буеракам. Но переоценивать их возможности нельзя: по геометрической проходимости они, как правило, ближе к легковушкам, чем к полноценным внедорожникам.

В каждом правиле есть исключения, и хотя кроссоверы в целом для агрессивной езды не рождены, этот Audi RS Q3 пуляет с места так, что темнеет в глазах
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Что может паркетный полный привод
На кроссоверах используется упрощенная схема полного привода. Если внедорожники обычно имеют схему с тремя дифференциалами (иногда блокируемыми) или с жестким подключением передних колес, то в «паркетном» варианте крутящий момент на вторую пару колес (обычно заднюю) передается через фрикционную муфту, которая сжимается за счет электромагнитного, гидравлического или другого типа привода. В обычных условиях кроссовер едет за счет переднего привода, а задние колеса подключает по мере необходимости. У большинства кроссоверов переброска момента на заднюю ось ограничена возможностями муфты, кроме того, при длительной езде с пробуксовками колес муфта может перегреваться. У кроссоверов за редким исключением нет понижающей передачи и блокировок межколесных дифференциалов, так что их таланты в любом случае лимитированы.

С кроссоверами надо быть начеку: этот Suzuki Vitara из-за шоссейных шин, которые быстро заросли грязью, застрял в колее, которую на фотографии даже не разглядеть. Выехать удалось, раскачав машину и выпрыгнув на травянистый склон
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Для езды по настоящему бездорожью кроссоверы обычно не годятся в силу ограничений полного привода, недостаточного просвета и шоссейных шин (если владелец специально не заменил их на внедорожную резину).

А этот Volvo XC90 утонул в сравнительно неглубоком снегу, но, к его чести, выбрался самостоятельно. Однако желание ездить по целине отбил
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Но неверно думать, что паркетный полный привод бесполезен. Он облегчает старт с места на льду и помогает на раскисшей после дождя грунтовке. Полный привод влияет и на управляемость, хотя здесь всё зависит от настроек конкретной машины: от быстродействия муфты, алгоритма работы электроники, а также настроек системы стабилизации. Некоторые кроссоверы с базовым передним приводом, например Nissan Juke, при агрессивной езде демонстрируют почти что заднеприводные повадки.
Nissan Juke под полным газом едет с выраженным заднеприводным акцентом, но у мощных версий был хитрый привод с двумя муфтами (одна для левого, другая для правого заднего колеса)
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
При этом для рутинной езды паркетный полный привод зачастую не нужен, поэтому, если вы не ездите на природу регулярно, можете не доплачивать за него.

На Renault Kaptur, как и Duster, стоит электромагнитная муфта. В новых поколениях производителю удалось справиться с проблемой ее быстрого перегрева при пробуксовках
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Главный минус кроссоверов
Кроссоверы принято считать идеальным транспортом для России, но их основная проблема — это повышенные расходы, включая как покупку машины, так и ее эксплуатацию. Наглядный пример: легковой лифтбэк Skoda Octavia и кроссовер Karoq построены на одной платформе MQB. В версиях с одинаковым силовым агрегатом (1.4 TSI, 8AT) «Октавия» примерно на 100 тысяч рублей дешевле, более вместительная и экономит около 1 л / 100 км в стандартизованном цикле движения. При этом просвет у автомобилей почти идентичен (158 мм и 160 мм), а если «Карок» нужен с полным приводом, придется доплатить еще 100 тысяч сверху. И если езда по убитым дорогам для вас скорее исключение, чем правило, легковушки достаточно.

Skoda Octavia крупнее, просторнее и в целом комфортнее, чем Karoq
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться

Зато Karoq при компактных габаритах имеет большой багажник (500 л) и более приспособлен для езды по грунту или полям
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
Вопрос престижа
Ну, и напоследок: в России сложился стереотип, что кроссоверы — машины более статусные. Они крупнее и солиднее легковушек, поэтому некоторые клиенты тянутся к ним подсознательно: всё же почти внедорожники.

Последнее время модно делать кроссоверы со спортивными акцентами во внешности
Фото: Артем Краснов / 74.RU
Поделиться
На автомобильном рынке продолжается кризис, связанный с недостатком автокомпонентов. Цены на автомобили при этом бьют все рекорды, но спрос до конца прошлого года оставался на стабильном уровне.