В ближайшие полгода жителей разных регионов России может ждать приятная волна распродаж обуви. 1 июля вступает в силу закон об обязательной маркировке этих товаров. Поэтому обувь без марок, вероятно, будут продавать со скидкой.
Борьба с контрафактом
Закон об обязательной маркировке обуви затрагивает всех участников рынка: производителей, дистрибуторов (импортёров) и продавцов. Его основной целью является снижение количества приобретаемых подделок и большая прозрачность торговой сферы.
С 1 июля весь путь импортной и российской обуви (от фабрики до магазина) можно будет отследить в специальной информационной базе. Каждая коробка (пара обуви) будет получать наклейку с двухмерным штрих-кодом (DataMatrix) и буквенно-цифровой последовательностью.
В DataMatrix будет отражена информация о товаре: марке, модели, материале, бренде, производителе, стране. На каждом этапе от производителя к покупателю этот код будут сканировать, и информация о перемещении коробки будет отражаться в системе.
Чтобы получать марки, производители должны зарегистрироваться в системе «Честный знак», установить необходимое оборудование (2D-сканеры, специальные принтеры) и программное обеспечение (ПО, например, «1 °С: Торговля и склад», «Таском»). С 1 февраля продажа немаркированной обуви будет запрещена, поэтому производителям и продавцам (в особенности крупным компаниям) придётся поспешить. И, что немаловажно, разобраться, что делать с немаркированной обувью.
Скидки или маркировка
В «переходный период» продукция от ряда иностранных производителей может временно исчезнуть с прилавков, поделился с NN.RU ещё один участник рынка. У отдельных ритейлеров может возникнуть дефицит.
«Большая часть импортированной обуви производится в Турции и Китае. Сейчас иностранные компании пытаются вникнуть в особенности новой системы. У них много вопросов, на которые российские партнёры не могут пока ответить. Некоторые всерьёз обсуждают дальнейшую работу в России», — подчёркивает он.
Работа с товарными остатками — это самый болезненный вопрос, связанный с внедрением нового закона, поскольку многим пока неясна механика процесса, предполагает замдиректора Центра экспертиз Торгово-промышленной палаты региона, директор АНО «Эксперт-НН» Наталья Баринова. Скорее всего, обувь, как ранее меховые изделия, будут чипировать, получая идентификаторы через личный кабинет оператора системы.
Перед процедурой обязательного чипирования на определённое время обувь подешевеет, к примеру, под видом сезонных распродаж, считает Наталья Баринова. Так, шубы продавали с дисконтом в районе 50% — продавцы опасались проверок и старались поскорее сбыть товар.
PR-директора ГК «Обувь России» Наталья Паули, наоборот, считает, что нововведение несущественно повлияет на цены.
«Маркировка внедряется в формате двумерных матричных кодов. В таком варианте она существенно не повлияет на стоимость обуви: у профессиональных игроков рынка есть вся необходимая инфраструктура для запуска проекта (большинство бизнес-процессов автоматизированы, для учёта товаров используются внутренние штрихкоды, есть сканеры для их считывания), — отмечает она. — Для маркировки нужно доработать программное обеспечение, что мы, например, сделали собственными силами. В некоторых случаях необходимо обновить сканеры, чтобы они считывали и двумерные матричные коды. Но это не большие единовременные затраты».
Новый механизм
Если для покупателей ситуация с маркировкой обуви обернётся наилучшим образом (скидки и защита от контрафакта), то для производителей и продавцов реализация закона — это технические трудности и дополнительные расходы.
«Новый механизм оказался неожиданно сложным, особенно для производителей и дистрибьюторов, — поделился с NN.RU участник рынка. — Нет вменяемого ПО для маркировки, не было четких инструкций, как работать. Сейчас многие московские и нижегородские дистрибьюторы ведут отгрузку товара с новыми контрольными знаками в ручном режиме. Это значит — берут каждую коробку с обувью, сканируют её сканером или терминалом сбора данных (ТСД), проверяют, попали ли данные в электронный документ. В объёме тысяч коробок это занимает очень много времени».
Также не вполне понятно, как действовать в новых условиях, и тем юрлицам, которые не являются ни продавцами, ни конечными покупателями. В их числе, например, известный в Нижнем Новгороде портал «Совместная покупка».
Портал даёт частникам и юрлицам инструменты организации закупки партий товаров по оптовой цене. Организатор закупки (частное лицо либо ИП, ООО) работает по договору комиссии. Он собирает заказы, получает предоплату от покупателей, доставляет партию товаров в Центры раздач и за это, собственно, получает свои 13–18%.
«Нам потребовалось немало времени, чтобы разобраться, как организаторы закупок «СП» будут работать в новых реалиях, — отмечает представитель площадки Надежда Зуева. — Сейчас мы понимаем, что организаторы «Совместной покупки» будут вынуждены либо сузить свой ассортимент, либо оплачивать большое количество различного ПО и оборудования. Появляется тенденция специализации организатора на отдельных товарных категориях. Например, по многим продуктам уже введена система «Меркурий», а в скором будущем и организаторам закупок по обуви и одежде нужно будет регистрироваться в системе «Честный знак».
Одна из ключевых целей проекта — уменьшить долю контрафактной продукции на российском обувном рынке, сделать рынок более прозрачным, а конкуренцию более честной, напоминает PR-директор ГК «Обувь России» Наталья Паули.
«На наш взгляд, обязательная маркировка позволит решить эти задачи. Выиграют как профессиональные участники рынка: розничные сети и отечественные производители, — так и конечные потребители, которые получат дополнительную гарантию качества приобретаемого товара. Они будут покупать обувь понятного происхождения с прозрачной историей», — заключает эксперт.
Фото: Depositphotos.com
Хотите обсудить материал? Подписывайтесь также на нашу группу «ВКонтакте», нам важно мнение каждого подписчика!