«Знатоком» для нашей бизнес-колонки сегодня выступит Олег Иванов, основатель нижегородского ювелирного бренда Pietra by Oleg Ivanov. Итак, выясняем, когда в Нижнем Новгороде будет своя школа ювелирных дел мастеров, каковы современные тенденции в ювелирке и почему выражению «лучшие друзья девушек — это бриллианты» лучше не верить.
«Рыжьё» давно не в теме
Вот с последнего мы и начнём. Иванов поясняет, что контролирующая 90% мирового рынка алмазов компания De Beers вложила сотни миллионов долларов и десятилетия скрытой пропаганды в то, чтобы убедить всех носить и покупать именно бриллианты (они, как известно, — огранённые алмазы). В ход шёл и кинематограф типа фильмов «Завтрак у Тиффани», и образы, созданные Мерилин Монро, и другие каналы коммуникации (модные журналы, например).
— В результате в Соединённых Штатах Америки сложилась культура непременного подарка на помолвку колечка с бриллиантом не менее карата. Изделие с бриллиантом в, скажем, 0,98 карата дешевле, чем с бриллиантом в 1,1 карата процентов на 20. Мир камней гораздо разнообразнее, чем только бриллианты, — поясняет Иванов.
В России же до сих пор властвуют советские представления о том, что такое достойное ювелирное украшение — как можно более массивное, непременно из золота высокой пробы. Парадоксально, но основными потребителями ювелирки в нашей стране являются мужчины, тогда как на Западе и Востоке — женщины. Индийским домохозяйкам, например, принадлежит 11% всего золота мира — более 18 тысяч тонн. Это больше золота, чем у Швейцарии, Соединённых Штатов Америки и Германии вместе взятых.
Ведущим мировым трендом в ювелирном деле становится отход от классических материалов и работа с, казалось бы, неподходящим исходным сырьём: кожа, ткань, алюминий, сталь, кость, даже пластик. В тренде — дизайнерские изыски и индивидуальность. Ценится футуризм, в том числе — в сочетании с классикой. Более чем приемлемы моносерьги, длинные колье вплоть до пупка, объёмные крупные украшения. А вот «гимнасты» и массивные золотые цепи на шее вышли из моды даже у мафии. Разве что на негритянских рэперах можно встретить, как часть сценического образа.
Иванов считает, что ювелирные украшения — подходящий объект для инвестиций. Но тут нужно «играть вдолгую» — потому что в ломбарде золотые украшения примут не дороже лома, а камни вообще не зачтут — на всю страну три геммологические лаборатории, и ломбард не будет ждать несколько месяцев результатов оценки. Иное дело, если драгоценности передаются от поколения к поколению как фамильная реликвия. И, конечно, речь идёт не о ширпотребе из розничных магазинов, а об авторских вещах. Они стоят, правда, в разы дороже, но цена себя оправдывает, в конечном итоге.
Где найти Данилу-мастера?
В целом по России тяжело со специалистами, ювелирная школа была утрачена сразу после революции и до сих пор не восстановлена, приходится получать знания по крупицам. Непосредственно в Нижегородской области есть колледж в Павлове, выпускающий дипломированных специалистов, но, по оценке Иванова, это только ещё полуфабрикаты, заготовки настоящего мастера, нужно с ними работать и работать.
Иванов вынашивает планы создания и развития регионального ювелирного кластера и нижегородской ювелирной школы.
— Это позволит создать отрасль с высокой добавленной стоимостью, с хорошим потенциалом выхода на мировой рынок, — уверен Иванов.
Пока препон и сложностей больше, чем возможностей, но ювелир не сдаётся.