Горьковский автомобильный завод находится под санкциями США уже 3 года. Предприятию удается сохранять выпуск современной продукции и даже запускать новые социальные проекты. Но давление не может не сказываться на работе производств, финансовом состоянии предприятия, перспективах его развития и, соответственно, на обстановке внутри завода. Эту проблему подняла федерация независимых профсоюзов РФ.
Председатель ФНПР Михаил Шмаков обратился к министру промышленности и торговли РФ Денису Мантурову. Он предложил принять меры, которые позволят снизить импортозависимость отечественной автомобильной промышленности и решить проблему развития в России производства автокомпонентов. Это поможет улучшить ситуацию всей отрасли, где в сотрудничестве с ГАЗом задействованы около 400 тысяч сотрудников на российских производствах компонентов, материалов, спецтехники и пр.
Санкции, пандемия, заморозка…
Решение о санкциях приняло Управление по контролю за иностранными активами Минфина США в 2018 году. С этого времени на площадках ГАЗа закрыли производство автомобилей Mercedes Sprinter. Также были заморожены перспективные проекты с компанией Volkswagen. В 2019–2020 годах в организациях и сервисных компаниях «Группы ГАЗ» вводили четырехдневную рабочую неделю, чтобы сохранить рабочие места и предотвратить массовые увольнения. Кроме того, многие партнеры в тех странах, которые сильно зависят от США, вынуждены отказываться работать с ГАЗом. Из-за этого сокращаются экспортные поставки продукции завода.
Под действием санкций у ГАЗа возникли проблемы с поставкой импортных комплектующих. Это требует серьезных изменений как в работе самого предприятия, так и во всей сфере автомобилестроения России.
— Санкции разрушают бизнес и демотивируют людей. ГАЗ находится под ограничениями США уже три года, но до сих пор специальных программ защиты санкционных компаний в правительстве не появилось. Нужно усиливать суверенитет таких стратегически значимых отраслей, как машиностроение. Очень правильно, что профсоюзы поднимают эту проблему. ГАЗ — это основа развития автомобильной отрасли, это профессиональные кадры, современные технологии, перспективные разработки. Нужно вырабатывать для таких компаний защитные механизмы от санкций, специальные меры поддержки, доступные финансовые инструменты, — сказал генеральный директор «Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей» Валерий Цыбанев.
Как ГАЗ справляется
Несмотря на накапливающийся багаж проблем, ГАЗ показал устойчивость бизнеса и живучесть системы, выстроенной много лет назад промышленником Олегом Дерипаска. Завод продолжает выпускать новые продукты. К примеру, в этом году ГАЗ создал автомобили на цифровой платформе ГАЗель NN.
В кризисный период на ГАЗе не остановили ни одной соцпрограммы и продолжают инвестировать в социальную инфраструктуру. Сейчас «ГАЗ» содержит Дворец культуры в Нижнем Новгороде и Павлово, ФОК с бассейном, лыжную базу, пансионаты. Сотрудникам предоставляются льготы для посещения всех этих учреждений. С 2007 по 2021 годы завод направил на содержание своих социальных объектов более 10 млрд рублей.
В период пандемии 2020 года ГАЗ помог всей Нижегородской области. Предприятие развернуло социальную акцию #газпомогает. Благодаря ей более 600 ветеранов получили продуктовые наборы, больницы — более 1 миллиона единиц СИЗов, а также аппараты ИВЛ и другое важнейшее оборудование. Кроме того, на базе медцентра ГАЗа создали ПЦР-лабораторию, где сотрудники могут пройти тест бесплатно. ГАЗ профинансировал создание еще одной ПЦР-лаборатории — для жителей Павлово. Завод также открыл рентгенологическое отделение высокотехнологичной диагностики КТ/МРТ, который доступен как для сотрудников компании, так и для всех нижегородцев. В итоге на противодействие коронавирусной инфекции, благотворительные акции и помощь медицинским и соцучреждениям ГАЗ направил более 1,5 миллиарда рублей и выделил 200 автомобилей.
В этом году на ГАЗе стартовала масштабная программа комплексного развития и благоустройства всего Автозаводского района в Нижнем Новгороде, которую поддержал общественный деятель Олег Дерипаска.
— В феврале мы с Олегом Дерипаской провели целый день, объезжая район и обсуждая проблемные места. Результатом стали планы по капитальному восстановлению спорткомплекса «Чайка». Этот комплекс прежде имел колоссальный успех среди молодежи, и теперь мы вдохнём в него новую жизнь. Постепенно займемся Парком культуры: принято решение разработать проект его благоустройства, — рассказал ранее глава Автозаводского района Александр Нагин.
А опасений все больше
В январе 2022 года наступает срок полномасштабного вступления в силу санкций США в отношении ГАЗа. Согласно им, зарубежные поставщики прекратят сотрудничество с ГАЗом. Последствия могут быть плачевными для всей автомобильной отрасли России. В федерации независимых профсоюзов РФ заявили, что если «Группа ГАЗ» прекратит производственную деятельность под давлением новых санкций 2022 года, то это повлечет резкий рост безработных граждан и создаст социальную напряженность.
Санкции демонстрируют сильную зависимость российской автомобильной отрасли от импортных компонентов. Профсоюзы уверены, что необходимо ответить эффективными мерами по развитию автокомпонентной отрасли в России, а также проработать вопрос об отмене санкций на международном уровне. Именно поэтому председатель ФНПР обратился к правительству страны.