Нижегородская область полна крупными промышленными предприятиями, соответственно, у нас производится множество отходов. Куда же они попадают, и что с ними происходит? Журналист Сергей Кулаков снял фильм-расследование, в котором рассказал о коррупции и безответственном отношении властей и надзорных органов, губящих экологию региона и здоровье граждан.
В фильме-расследовании рассказано о том, как в Нижегородской области утилизируют опасные отходы химических предприятий. В нашем регионе ежегодно около миллиона тонн опаснейших химических отходов вывозится на территорию старых советских предприятий, закапывается на легальных бытовых свалках или увозится в леса. Они попадают в почву, воздух и воду и затем в организм человека, вызывая рак и различные болезни.
— Совместно с учёными, экологами и общественниками на конкретных примерах мы попытаемся разобраться, почему сегодня в Нижегородской области благодаря коррупции и попустительству надзорных органов совершается настоящий экологический геноцид, — сказал в начале своего фильма журналист Сергей Кулаков.
В своём расследовании нижегородский журналист упомянул фильм Аркадия Мамонтова «Ядовитый Бизнес 2», который для многих стал настоящим откровением — тогда тысячи узнали о несанкционированных ядовитых свалках в Нижегородской области, образованных компаниями по утилизации химических отходов. Почти год спустя после выхода этого фильма нижегородский журналист посетил завод «Заря», чтобы посмотреть, как отреагировали власти.
Руководитель регионального отделения НРО Союза «За химическую безопасность», эксперт IPEN (международная сеть по ликвидации СОЗ) Дмитрий Левашов рассказал журналисту, что бесхозная нелегальная свалка отходов на этом заводе стала очередной точкой химического загрязнения в Нижегородской области. В ёмкостях, которые хранились на территории «Зари», находились различные кислоты и сера. Сейчас проводится повторный конкурс для определения точных компонентов в этих отходах. После того, как это узнают, ёмкости необходимо будет утилизировать, а местность очищать — по примерным подсчётам обойдётся это в 40 миллионов рублей или больше.
В своём фильме журналист отметил, что никто так и не ответил за эту свалку. Для её ликвидации возьмут деньги из бюджета, на которые могли бы построить школы, детские сады, дороги и многое другое.
Заслуженный эколог России, доктор педагогических наук, аудитор Национальной палаты экологических аудиторов Клара Романова сказала, что такая же ситуация сейчас складывается на территории другого предприятия — «Дзержинского оргстекла».
— Почему мы не видим промышленные отходы, и почему сейчас больше всего говорят о коммунальных отходах? — объяснила Клара Романова. — С ними легче обращаться, потому что выше четвёртого класса опасности коммунальных отходов практически нет, хотя каждый год от семьи из трёх человек образуется 27 килограммов опасных отходов. Эти полигоны и коммунальные свалки больше видны, и на них обращают больше внимания.
В Нижегородской области есть предприятия, которые готовы утилизировать отходы по всем правилам и нормам. Например, полигон промышленных отходов «Борпром». И здесь же журналист сказал, что честным предприятиям в Нижегородской области почти невозможно получить лицензии на обращение с промышленными отходами. У кого-то есть «крыша» , а кто-то подвергается непонятным проверкам, в ходе которых пытаются найти какие-то нарушения. В Нижегородской области существует только три крупных легальных промышленных полигона. Два из них ведомственные: они принадлежат гигантам машиностроения «ЗМЗ» («Заволжскому моторному заводу») и «ГАЗу», и у них хватает своих отходов, поэтому чужие им без надобности.
Вторую часть своего фильма-расследования журналист начал с того, что никто из властей нашей области не стал разбираться и искать виноватых в свалке отходов на территории завода «Заря». Хотя тогда были предположения, что это предприятие «ЛУК Регионы», которое, сразу же после выхода фильма Аркадия Мамонтова «Ядовитый Бизнес 2», перенесло свою операционную деятельность на другой адрес. «ЛУК Регионы» ежемесячно переваливают сотни тонн промышленных отходов с августа прошлого года по новому адресу, хотя действующая лицензия запрещает проводить подобную деятельность по адресам, не указанным в лицензии. Об этом знают природоохранная прокуратура и департамент Росприроднадзора, но никаких действий не предпринимается.
На конкретных примерах общественные экологи и Сергей Кулаков показали в фильме ситуацию вокруг этого предприятия. Например, бывшего директора «Борпрома» уволили за то, что он согласился закопать сотню бочек с неизвестным ядом в землю от предприятия «ЛУК Регионы». К счастью, его руководство тогда всё заметило и не дало образоваться ещё одной химической свалке в Нижегородской области.
Вопиющий случай произошёл с другим предприятием. Генеральный директор ООО «Промкомплекс» в Кстовском районе Инга Кигурадзе рассказала о том, что с неё незаконно требовали деньги в особо крупном размере. В том деле были замешаны и.о. заместителя начальника департамента Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу Валентин Пономарев и исполнительный директор «ЛУК Регионы» Дмитрий Лавров – об этом в своём фильме сказал Сергей Кулаков. Якобы предприятие этой женщины вредило окружающей среде, хотя сотрудники из ННГУ им. Лобачевского провели исследование почвы и выяснили, что никакой опасности нет. По просьбе автора фильма было проведено повторное исследование. Оно показано в расследовании, и его результаты также в пользу Инги Кигурадзе.
Более полная и развёрнутая картина экологического геноцида в Нижегородской области содержится в фильме-расследовании журналиста Сергея Кулакова.
Первая часть.
Вторая часть.
Ранее мы писали, что жители Автозаводского района наткнулись на залежи стройматериалов на берегу Оки.