Эксперты выделили новую тенденцию: выдача «крупных» потребительских кредитов растет, а самых «небольших» — снижается. То есть перестали брать кредиты «на чайники» непосредственно в торговых точках. Граждане либо берут потребительские кредиты в банках на крупные покупки, либо используют кредитные карты для повседневных трат.
Выдача кредитных карт в Нижегородской области во втором квартале 2018 года увеличилась к аналогичному периоду прошлого года на 77,8%. Было выдано 49 тысяч карт, сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ). Генеральный директор бюро Александр Викулин объясняет положительную динамику удобством использования кредитных карт как клиентам, так и банкам, которые с их помощью повышают эффективность управления кредитным риском.
Что касается выдачи потребительских кредитов, их число они также растет. В Объединенном кредитном бюро сообщили, что средний размер выданного потребительского кредита за полугодие 2018 года вырос на 35%: со 116 до 156 тысяч рублей. По данным «Приволжского» филиала банка «Открытие», объем выдачи кредитов объединенного банка за первое полугодие составил 717,4 миллиона рублей, что в 2,16 раза выше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Региональные банкиры связывают этот тренд с возросшей финансовой грамотностью населения. Управляющий «Приволжского» филиала банка «Открытие» Владимир Рогозин говорит о том, что покупательская способность населения выросла. Обусловлено это более спокойной экономической обстановкой.
— Кризис научил нас избегать импульсивных покупок и тратить средства на действительно необходимые вещи: покупку авто, ремонт, отпуск. Мы больше не стоим в очереди за пятым чайником, — отмечает Владимир Рогозин. — То же и с кредитами. Люди стали внимательнее относиться к балансу доходов и расходов, следят за собственной закредитованностью.
Соответственно, кредиты в основном берут на запланированные крупные покупки. Банкиры по-прежнему рекомендуют во избежание закредитованности внимательно следить за личным и семейным бюджетом. Если 50% дохода семьи составляют долговые обязательства, новые на себя лучше не брать.
Еще одна тенденция — взрывной рост ипотеки. По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), выдача ипотеки за первые 6 месяцев текущего года выросла в 1,7 раза. Российские банки в первом полугодии 2018 года, по предварительным оценкам, выдали ипотечных кредитов более чем на 1,3 триллиона рублей. За январь-июнь 2017 года было выдано ипотечных кредитов на 773 миллиарда рублей. Тренд поддерживается и на уровне регионального рынка. По словам Владимира Рогозина, объем выдачи ипотечных кредитов банка вырос на 34,4% и составил 398,5 миллиона рублей. При этом сумма остатков незначительно уменьшилась, что говорит о том, что средний чек по ипотеке снизился.
Уменьшение среднего ипотечного чека связано с двумя факторами, указывает эксперт. Во-первых, кризис в стране не мог не сказаться на платежеспособности населения и на предложениях застройщиков, фокус рынка сместился на более дешевый вариант жилья: однокомнатные квартиры и студии. Во-вторых, за последний год сильно выросла доля рефинансирования. По сути, это увеличивает объем выдаваемых кредитов отдельным банком, но не увеличивает объем на рынке в целом, потому что идет погашение ранее выданного займа. В 2018 году также прогнозируется продолжение данной тенденции. Связано это как раз с тем, что ставки за последний год сильно снизились относительно периода 2014–2016 гг. По статистике ЦБ, снижение составило порядка 3%. И этот показатель оказывает существенное влияние на ежемесячный платеж и переплату.
Если говорить в целом об ипотечном рынке, то кроме снижения ставок здесь прослеживается еще одна вторая важная тенденция — цифровизация и упрощение процессов получения услуг. Это значит, что клиенты все больше начинают заниматься самостоятельным поиском недвижимости, все меньше прибегая к услугам посредников, банки при этом также упрощают процессы получения займа. Заявку на любой вид кредита уже можно подать через сайт или с помощью мобильного приложения, все меньшее количество документов требуется для оформления кредита. Все больше клиентов предпочитают дистанционное общение с банком, сокращая время, которое они проводят в отделении.