5 октября — День учителя. Этот праздник существует с 1965 года, когда было предложено отмечать его в единственный выходной день недели для учителей — воскресенье (вернее, в первое воскресенье октября). В 1988 году День учителя отменили, совместив с Днем Знаний, 1 сентября. Но уже через год «перестроечная» власть пошла на попятную. В 1994 году День учителя был совмещен с международной датой — 5 октября.
Мы познакомились с книгой «Философия учительства», которую подготовила нижегородская студия графического дизайна ProfCom по заказу Мининского университета, и нашли в ней много интересных фактов и фотографий. Это альбом-энциклопедия об истории учительства в Нижегородской области и стране за 100-летний период.
До революции 1917 года учительство в России было весьма уважаемым «сословием». В первую очередь это относилось к гимназическим учителям. И не только из-за благоговения перед образованным человеком, но и благодаря поддержке государства. Педагоги находились на статской государственной службе. В зависимости от занимаемой должности в школьной иерархии, к ним обращались «ваше благородие», «ваше высокоблагородие» и даже «ваше высокородие» — нередко директора гимназий получали чин статского советника. Каждый учитель получал личное (не потомственное) дворянство.
Помимо дворянского звания, титула, чина и казенного мундира, учитель имел и иные недоступные для многих преференции. К примеру, право на пенсию госслужащих. После 25 лет учительского стажа назначалась пенсия в размере оклада (немалого по меркам тех лет). После смерти учителя-пенсионера его пенсию выплачивали вдове, пока сыновья не поступят на службу, а дочери не выйдут замуж.
Минимальный годовой заработок учителя складывался из ставки за нормативную нагрузку — 12 учебных часов в неделю (оклад — 750–900 рублей в год (для сравнения: годовой доход рабочего составлял в среднем 250–280 рублей)) — и выплаты на бытовое содержание (270 рублей в год). Увеличить доход можно было, проводя уроков больше нормы (60–75 рублей в год за каждый час) или взяв на себя обязанности классного наставника (160 рублей в год (с 1912 года — 600 рублей)). Кроме того, каждые пять лет к окладу прибавлялась плата за выслугу в размере пятой части оклада.
Молодой учитель получал подъемные в размере трети годового оклада, а также прогонные и командировочные, чтобы можно было добраться до места службы. Учителям полагалась казенная квартира с бесплатным отоплением и освещением. Они были освобождены от воинской повинности. По прошествии 25 лет службы учителю полагался пенсион. Однако и после этого он мог продолжать работать, получая еще и жалование в полном размере, включая доплаты за выслугу и сверхнормативные занятия. Вдобавок его дети могли бесплатно обучаться в любом среднем учебном заведении системы Министерства народного просвещения.
Кажется, что учительство стало женской профессией именно после революции 1917 года. В социалистическом обществе не могло быть тунеядцев. Каждый должен работать и приносить пользу обществу. Где же женщина сможет принести максимальную пользу, как не в воспитании подрастающего поколения?
Революция провозгласила равенство прав и возможностей для мужчин и женщин. Вузы, раньше закрытые для прекрасных барышень, начали благосклонно принимать их в ряды студентов.
Новоиспеченные учителя, вернее, учительницы, поехали учить и взрослых, и детей в города и далекие села. И стало слово «учительница» употребляться гораздо чаще, чем «учитель». И только в торжественных речах, высокопарных стихах и в официальном названии профессии непременно говорят «учитель».
Впервые официально о раздельном образовании заговорили накануне войны, когда в мае 1941 года начали готовить рассмотрение этого вопроса на Оргбюро ЦК ВКП(б). Помешала война. Но как только угроза поражения в войне перестала висеть над политическим руководством страны, вернулись к этому вопросу.
4 октября 1942 года увидело свет постановление Совнаркома, вводившее раздельное обучение в начальных классах и на занятиях по допризывной подготовке, начиная с пятого класса.
16 июля 1943 года раздельное обучение вернулось. Но не во все школы, а только в те, что были расположены в областных и краевых центрах, столицах союзных и автономных республик и крупных промышленных городах.
С 1 сентября 1954 года в советских школах раздельное обучение детей и подростков за исключением уроков труда было ликвидировано. Больше к этой практике отечественная система образования не возвращалась.
До 1949 года в СССР не было единой школьной формы. С переходом к всеобщему семилетнему образованию вернулась и обязательная форма.
Юноши: серо-синие гимнастерки с воротником-стойкой, однотонные брюки, фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремешком. Гимнастерки подпоясаны черным лакированным кожаным ремнем с пряжкой. Волосы стрижены коротко, аккуратно.
Девушки: коричневое шерстяное платье (короче, чем у гимназисток до революции) с белым воротником, черный шерстяной фартук для ежедневного ношения и белый для торжественных случаев. Волосы заплетены в косы и повязаны бантами под цвет фартука: в будние дни — черные, в праздничные — белые.
В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников.
Отношение к школьной форме изменилось в конце 80-х годов, когда она вдруг стала немодной, в обществе возникло движение за ее отмену. Форма для тогдашних школьников была атрибутом стремительно терявших популярность пионерской и комсомольской организаций. Многие, не дожидаясь разрешения, стали ходить в школу в чем хотели.
Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок ношения школьной формы.