В поисках экзотики мы нередко забываем, что уникальные природные пейзажи можно увидеть в нескольких десятках километров от Нижнего Новгорода. Настоящее чудо природы в Нижегородской области — Керженский заповедник. Сейчас самое время оценить красоту его рубиновых болот.
Заповедная бронь
В конце апреля Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет (ННГАСУ) организовал для журналистов поездку в государственный природный биосферный заповедник. Как писал NN.RU, студенты разных специальностей исследовали горельники 2010 года и процессы, протекающие в них. В рамках поездки исполняющий обязанности директора заповедника Михаил Языков провёл экскурсию по болотам — одному из трёх живописных маршрутов по территории, доступ на которую без специального разрешения запрещён.
Керженский заповедник находится в 55 км к северо-востоку от Нижнего Новгорода, в Борском и Семёновском районах Нижегородской области на левом берегу реки Керженец, притока Волги. Он был создан в 1993 году и имеет несколько международных статусов. Это биосферная территория (биосферный резерват ЮНЕСКО — малонарушенная экосистема, необходимая для сохранения биологического разнообразия видов), ключевая орнитологическая территория (здесь гнездятся скопа, беркут, большой подорлик, кулик-сорока и другие редкие виды птиц), а также водоболотные угодья международного значения (широкий круг водоемов, мелководий, а также избыточно увлажненных участков территории… где вода является основным фактором, определяющим условия жизни растений и животных). Площадь заповедника — 468 565 200 кв. м.
Керженский заповедник — своеобразный бренд Нижегородской области, он очень популярен у жителей региона и туристов. На экскурсии приезжают люди разного возраста и интересов: от детей до пенсионеров. Запись на посещение уникальной территории на май-июнь уже закрыта. Некоторые посетители уже «бронируют» сентябрь.
По территории заповедника проложено несколько экологических маршрутов: два обустроенных, один — нет. Гостей также приглашают в экоцентр — большое современное здание с музеем: рассказывают им о природе, работе заповедника, его истории, организации. В экоцентре богатая экспозиция: вырезанные из дерева фигуры обитателей этой территории на фоне лесных пейзажей: от иволги и зарянки (у неё оранжевая грудка и красивая утренняя песня) до росомахи и бобра. Есть компьютер с микроскопом, под которым можно рассмотреть перо птицы и глаз пчелы, а также аквариум с «местными» рыбами: карасями и ротаном.
Всего в заповеднике работают порядка 50 человек, включая администрацию, отдел просвещения и, что важно, охраны. За порядком следят круглосуточно — борются с несанкционированным проходом, проездом, пожарами.
Оживший герб
Сотрудники заповедника также занимаются восстановлением популяции северных оленей. Это животное изображено на гербе Нижнего Новгорода, но на нижегородской земле уже долгое время не живёт: его истребили в период активного освоения лесов и строительства дороги Нижний Новгород — Киров. На живых северных оленей (всего их в заповеднике пять) можно посмотреть из окна экоцентра, перед которым находится вольер. Когда у этих взрослых животных появится потомство, молодых оленей выпустят в природную среду (привыкшие к человеку животные в лесу не выживут).
Маршрут, по которому провели журналистов, проходит по территории болот. Часть экскурсионной тропы, порядка 700 метров, идёт по настилу. Обратный путь идёт по жёлтой песчаной дороге. Старт — на границе с посёлком Рустай, где когда-то работала узкоколейная железная дорога (в 1995 году отсюда отправился последний пассажирский поезд до Кузмияра (Воротынский район). Сейчас она находится в собственности заповедника: сотрудники патрулируют территорию, перемещаясь на дрезине.
В пределах 50 метров от болота не разрешается собирать грибы и ягоды, чтобы сохранить их естественное разнообразие, природное богатство. «В прошлом году здесь было очень много клюквы, брусники и голубики — и это было очень красиво», — добавил Михаил Языков. Сейчас на болоте цветёт белый, пушистый мирт. Он из того же семейства растений, хорошо адаптируется к болотным условиям.
Вода в реках, протекающих по территории заповедника, тёмная: реки берут начало в торфяных болотах. Из-за насыщенного вишнёвого, красно-коричневого цвета речка, которую пересекает тропа, называется Вишня (с ударением на последний слог). «В торфе много органики. В нём протекают процессы, которые ведут к накоплению так называемых гуминовых кислот. Вода естественным образом обеззараживается», — отмечает экскурсовод.
По мнению директора заповедника, болото в понимании обывателя — это что-то противное, чавкающее, грязь, мох, кикиморы и партизаны. «На самом деле болото — сложный природный комплекс, и он не бывает одинаковым. По мере накопления торфяной залежи болото меняется. Сначала низинное болото с низовым торфом, осокой и пушицей. Потом — переходное болото. Затем — верховое со сфагновым сосняком и кустарниками», — поясняет руководитель заповедника.
Болотная радуга
Проходя по тропе, мы замечаем, как меняется лес. Березняк сменяет стройный ряд сосен (сосновая грива) — становится немного темнее. На сосновой гриве растёт багульник, брусника, черника. По словам Михаила Языкова, эти места часто становятся местами глухариных токов, здесь часто устраивают гнёзда редкие хищные птицы (скопа, беркут, подорлик). Верховое болото — это сплошные кустарники. Сосен здесь немного, и многие из них — небольшие, кривые: деревьям здесь тяжело.
Болотные массивы, площадь которых составляет порядка 2000 га, — это ценность заповедника. «Это болота никогда не осушались и не разрабатывались. Таких в регионе немного. Специалисты могут изучать их естественное состояние, рост. В центре болот торф никогда не прогорал до конца, даже в 2010 году: огонь прошёл верхом, пожёг сухую траву и сосны, но в торф не ушёл. Иначе бы с ним не один год мучились», — добавляет Михаил Языков.
На некоторых деревьях висят феромонные ловушки на деревьях для вредителей. Они летят на запах и падают в воронку. По количеству вредителей определяют, насколько активны они в этом году. Кстати, возраст деревьев определяют по количеству мутовок («коленок» на стволе) и веток. Одна мутовка — один год. Ещё нужно прибавить по два года на верхушку и на корень.
Уровень воды в болотах меняется в течение года. В апреле-мае болота напоминают огромные рубиновые зеркала в цветастой оправе. В зеркалах отражается лазурно-синее небо. «Дальше будет своя красота. В мае-июне будет цвести клюква, черника. В июне пушица зацветёт. Осенью здесь будут грибы, клюква, голубика (ягоды)», — обещает руководитель заповедника.
Для нас важно каждое упавшее дерево.
На территории заповедника просто так гулять запрещено — требуется специальное разрешение. Здесь нельзя собирать ягоды, рыбачить, собирать поваленные деревья (без специального разрешения). «У заповедника, в отличие от обычного лесничества, другие задачи: защищать и сохранять лес в естественном состоянии. Для нас важно каждое упавшее дерево», — отмечает Михаил Языков.
Поездка в заповедник — это целая неделя впечатлений. Здесь тихо, чисто и спокойно. Под ногами плещется рубиновая вода, над головой шумит ветер, путаясь в ветках деревьев. Болота — это настоящее буйство красок: от угольно-чёрного цвета древесных стволов до нежно-зелёного — молодой хвои. Зеркало болот переливается всеми красками. Так и хочется сказать: «Я бы здесь с удовольствием утонул, Бэрримор!».
Записаться на экскурсию в заповедник можно на сайте уникальной природной территории. Если экскурсовод занят, можно с разрешения администрации пройтись по тропе самостоятельно.
Фоторепортаж о Керженском заповеднике смотрите здесь.