В середине апреля под Нижним Новгородом состоялись любительские гонки по бездорожью. Посмотреть на то, как самые мощные и проходимые внедорожники месят грязь, приехало несколько сотен человек. Всего было 18 участников, многие из которых иногородние.
NN.RU посетил эпичные гонки и снял по-настоящему «грязные» кадры. Также мы пообщались с одним из пилотов, который рассказал, как обстоят дела с гонками по бездорожью в современной России и сколько стоит обслуживание «железного коня» у профессиональных спортсменов.
Гонки по бездорожью — отдельная индустрия со своими правилами, наградами и категориями. Соревнования проходят в разных регионах России, включая Нижегородскую область. Конкретно это мероприятие состоялось в Кстовском районе, между Новой Деревней, Зелецино и Большим Мокрым, на специально подготовленном полигоне.
Организаторы пояснили, что гонки любительские, поэтому принять участие мог любой желающий. Все машины делились на 4 категории: R1, R2, R3, R4. Они отличаются между собой оснащенностью, подготовленностью, используемыми шинами и т. д. По словам организатора Сергея, четвертую категорию ввел именно он, чтобы сделать соревнования более справедливыми. Если машина не способна справиться с какими-то препятствиями, то водитель может проехать 4 штрафных круга. Такой формат соревнований называется ралли-спринт.
Ралли-спринт — соревнование на время прохождения закрытой для постороннего движения дистанции сложной конфигурации. Автомобили выпускаются на трассу по одному и проходят один или несколько кругов на время — в зачет идет лучший результат. В этих соревнованиях можно выступать на обычных легковушках без какой-либо спецподготовки.
Недоступный вид спорта
Более подробно про этот автоспорт нам рассказал Алексей Горбунов — профессиональный пилот, автор ютуб-канала Gorbunoff, с детства увлекающийся гонками. По образованию он программист и маркетолог, однако душа больше всего лежит именно к автоспорту.
Мужчина участвовал в соревнованиях на американском автомобиле Jeep Wrangler, который сильно выделялся на фоне остальных УАЗов и «Нив». Однако и содержание такой машины влетит в копеечку, особенно если регулярно участвовать в состязаниях по бездорожью.
— С финансовой точки зрения ралли-спринт — недоступный вид автоспорта. Поломок много, запчасти дорогие. В прошлом году за сезон мой Wrangler съел около миллиона чисто на запчасти и ремонт, — поделился Алексей.
К слову, организатор гонок Сергей, который сам участвует в соревнованиях на «Ниве», рассказал, что обслуживание отечественного авто в год также доходит до 1 миллиона рублей. Всё зависит от количества заездов.
Сам полигон под Кстовом, где прошел заезд, является частной территорией. Три года назад его подготовил к гонкам сам Алексей с братом и друзьями. Гонщик вспоминает, что на этом месте было голое поле с кучей мусора, которое они благоустроили. Сегодня участок выглядит весьма достойно: грязевые ванны, крутые склоны, скользкие извилистые дорожки, водные преграды — всё это удивит не искушенного автогонками зрителя или неопытного участника.
Однако стоит быть осторожным — участие может быть опасным. Конкретно в этих соревнованиях никаких инцидентов не произошло, однако Алексей вспомнил несколько историй. Например, в прошлых заездах он неоднократно переворачивался, всего около 10 раз.
— Если не соблюдаешь технику безопасности, то, скорее всего, ничем хорошим это не закончится. Везде должны быть ремни безопасности и всегда нужно надевать шлем. Однажды меня сбила машина. Сначала я проехал на капоте около трех метров, а потом еще пять пролетел просто в воздухе. Безумно повезло, что была зима и я просто плюхнулся в снег, — рассказал пилот.
Если в целом рассматривать уровень развития автоспорта в России, то, по мнению Горбунова, он был популярен в советское время, однако из-за коронавируса и СВО гонки по грязи стали менее привлекательными и для участников, и для зрителей. Всё стало дороже, и многие уходят из этой сферы. Однако самые активные энтузиасты, такие как Алексей, делают всё возможное, чтобы поднять с колен российский автоспорт.
Женщина-пилот — быть победе
С одной из участниц соревнований прокатился корреспондент NN.RU. Поездка выдалась весьма экстремальной: держаться за поручни приходилось обеими руками, чтобы не вылететь из окна и не удариться головой об крышу. Женщину зовут Мария, и она профессиональный пилот, пользующийся японским внедорожником Suzuki Jimny. Кстати, именно Мария взяла первое место в категории R4.
Особенно запомнился один участок маршрута, который не смог преодолеть практически никто. После крутых холмов на дороге была очень глубокая грязь, в которой зарывались остальные участники. Поэтому рядом предусмотрительно стояла Niva Chevrolet, которая вытягивала пилотов на протяжении всего мероприятия.
После полудня на пару часов заработала полевая столовая и был обед. Участникам, организаторам и зрителям полагалась бесплатная тарелка супа с хлебом. А за 350 рублей можно было купить свежеприготовленный шашлык с овощами и лавашом.
Главное отличие этих автогонок от большинства других — в них может принять участие любой желающий. Не нужно несколько лет заниматься автоспортом или иметь подготовленную машину — можно бесплатно почувствовать себя одним из профессиональных пилотов, которых вы когда-то видели по телевизору.