Сегодня Нижегородский районный суд Нижнего Новгорода присудил Антону Шестопалову 100 тысяч рублей компенсации морального вреда, причиненного ему неэффективным расследованием пыток.
Десять лет правозащитники пытались привлечь к уголовной ответственности причастных к преступлению милиционеров, однако стражи правопорядка отказывали в возбуждении дела, а затем всячески затягивали следственный процесс.
Напомним, что 24 мая 2004 года несовершеннолетний Антон Шестопалов был задержан по подозрению в изнасиловании своей бывшей одноклассницы и доставлен в РУВД Советского района Нижнего Новгорода. Подозреваемый "был вынужден дать признательные показания". Уже 25 мая врачи зафиксировали у него закрытую черепно-мозговую травму, сотрясение головного мозга, множественные ушибы и ссадины на груди и коленях. А на следующий день потерпевшая девушка письменно подтвердила, что Антон не имеет никакого отношения к изнасилованию.
Мать подростка обратилась за юридической помощью в Комитет против пыток. "Проверка фактов, указанных Антоном, производилась следственными органами прокуратуры в течение двух лет с вынесением шести постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, которые обжаловались юристами Комитета против пыток и признавались незаконными. Наконец, 20 февраля 2006 года уголовное дело было возбуждено, но за давностью лет многие важнейшие следственные действия, которые могли бы изобличить конкретных виновных, утратили своевременность и актуальность. В дальнейшем из-за неустановления подозреваемых дело было приостановлено, в коем статусе и находится на настоящий момент", - сообщили в пресс-службе правозащитной организации.
В 2008 году Советский районный суд Нижнего Новгорода признал, что юноша подвергался насилию со стороны неизвестных сотрудников милиции, и присудил ему 50 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда.
24 мая 2014 года истек срок давности по этому уголовному делу, а значит, виновные так и не понесут реального наказания. Однако сегодня суд признал действия сотрудников Следственного комитета недостаточными, и присудил Антону Шестопалову 100 тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного ему неэффективным расследованием пыток.
"В целом, мы удовлетворены суммой присужденной компенсации. По сравнению с недавним прошлым, когда по аналогичным делам потерпевшим присуждалось по десять-пятнадцать тысяч, некий прогресс налицо", - заявил представитель потерпевшего Алексей Матасов.
В пресс-службе Межрегионального комитета против пыток корреспонденту NN.RU рассказали, кто будет выплачивать эту сумму потерпевшему: "Раньше этим делом занималась прокуратура, именно она отказывала шесть раз в возбуждении уголовного дела. Позже был создан Следственный комитет. Все исковые требования от потерпевших идут к казне РФ, грубо говоря, к налогоплательщикам. Но Минфин может выступать с регрессным иском и предъявлять финансовые требования к тому ведомству, которое было признано виновным. В данном случае, я думаю, это Следственный комитет".
В ТЕМУ