Каково это – управлять автобусом длиной около 12 метров и весом почти 17 тонн (вместе с пассажирами)? Поэтому я с удовольствием воспользовался возможностью порулить рейсовым автобусом, которая была предоставлена всем желающим в рамках Дня открытых дверей МП «Нижегородпассажиравтотранс».
Площадка для подготовки водителей автобусов находится в промзоне на Московском шоссе – без проводника до автодрома с первого раза вряд ли удастся добраться. Дорог нет, только направления. По пути нам даже попался трактородром!
Для подготовки и переподготовки водителей используется три учебных автобуса: ПАЗ и два ЛиАЗа, с ручной и автоматической коробкой передач. На оранжевом автобусе, работающем на газомоторном топливе, приехали гости Дня открытых дверей, на нем водителей не готовят.
Генеральный директор Нижегородского центра профессиональной подготовки водителей Владимир Бокарев рассказал, что любой, даже не умеющий управлять транспортным средством человек может прийти и стать водителем автобуса.
Правда, обучение "с нуля" будет стоить 96 тысяч рублей (длится полгода). Переподготовка с категории В на категорию D - 52 тысяч, с категории С на категорию D - 32 тысячи рублей. Правда, желающих сейчас не очень много – около 200 человек в год (в советские годы здесь готовили по 600 водителей автобусов).
Генеральный директор МП «Нижегородпассажиравтотранс» Дмитрий Кирсанов рассказал, что на предприятии имеется более 300 вакансий. «Парки сейчас пополняются новой техникой, заработная плата водителей составляет от 30 до 60 тысяч рублей – в зависимости от уровня подготовки водителя и автобуса, которым он управляет", - сказал Дмитрий Кирсанов. Самая большая – у водителей 18-метровых автобусов-"гармошек".
Директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода Анатолий Гусев пообещал, что до конца 2017 года парк автобусов будет полностью заменен, будет введена красивая форма для водителей и кондукторов, а зарплата сотрудников только повышаться.
После этого начался, собственно, "тест-драйв" автобусов. Перед этим все желающие в обязательном порядке прошли предрейсовый медицинский осмотр, который включал ответы на вопросы доктора и измерение давления. В "трубочку" тоже дули.
"Тест-драйв" включал в себя маршрут по специально подготовленной площадке – автодрому. Подъезд к остановке и посадка пассажиров. Подъем в горку. Езда змейкой. Параллельная парковка.
У "ЛиАЗа" – 200-сильный двигатель, а потому трогаться можно, не касаясь педали газа – просто плавно отпуская сцепление. Инструктор утверждает, что заглушить автобус нереально. Если только не бросать резко педаль сцепления.
У автобусов – большие боковые зеркала, справа и слева. Для водителя автобуса, когда он отъезжает от остановки, важно смотреть не только в левое зеркало, но и в правое. Особенно зимой, поскольку велика вероятность того, что бегущий за автобусом пассажир может поскользнуться и попасть под колеса.
В целом, управлять автобусом не сложнее, чем легковушкой. Из особенностей – габариты, большой руль и тяжелый рычаг переключения передач. Но последнее – это, скорее, особенность учебного автобуса. Кроме того, по словам Дмитрия Кирсанова, сейчас все автобусы в «Нижегородпассажиравтотранс» с автоматической коробкой передач. На механике – только частные "пазики".
Главная особенность, когда едешь на автобусе, заключается в том, что передние колеса находятся у тебя за спиной – на "ЛиАЗе" это аж два метра! Поэтому совершая тот или иной маневр, надо иметь это ввиду. Впрочем, инструктор называет эту 12-метровую махину маневренной. Кстати, радиус разворота у ЛиАЗ-5256 - 11,5 метров.
Проект
Работа в Нижнем Новгороде - вакансии предприятий, обсуждение работодателей, способы трудоустройства: через кадровые агентства, через знакомых, пассивный и активный поиск работы. Советы по построению карьеры