Крупнейший безбилетник в Нижегородской области – областное правительство. Посредством постановлений региональные чиновники обязывают муниципальные предприятия Нижнего Новгорода перевозить льготников по цене ниже тарифа, но не возмещают «транспортникам» убытки , тем самым ещё сильнее вгоняя их в долги.
Вчера, 30 марта, крупный частный автобусный перевозчик Нижнего Новгорода Сергей Ковалёв в очередной раз поднял вопрос повышения стоимости проезда в городском общественном транспорте. По словам бизнесмена, транспортные предприятия еле сводят концы с концами из-за растущих расходов. Однако судьба муниципальных транспортных предприятий по сравнению с частниками ещё печальнее. Областное правительство обязывает их перевозить пенсионеров, студентов и инвалидов по цене ниже тарифа, но не полностью возмещает им выпадающие доходы.
По данным компании «НоваКард», в феврале 2016 года в Нижнем Новгороде по Единым проездным социальным абонементам (ЕСПА, безлимитным месячным проездным для льготников за 700 рублей) было совершено в общей сложности 2 млн поездок. Всего продано более 29,4 тысяч ЕСПА. Теоретически, транспортные предприятия Нижнего Новгорода должны получить с них более 40 млн рублей (по 20 рублей с поездки). Однако на деле выручка составит не более 32 млн рублей. Всё потому, что в настоящее время выпадающие доходы транспортникам компенсируются из расчёта до 16 рублей за одну поездку.
В декабре 2015 года региональные чиновники заявляли, что с 1 января повысят «плату» до 19 рублей, однако, по информации источника NN.RU, они этого не сделали. «Они использовали формальный предлог – якобы не успели внести изменения в постановление №404 о порядке распределения субсидий («Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности…» - NN.RU). На самом деле просто экономят за счёт нас», - отметил он.
Жизнь с установленным лимитом
Странные цифры чиновники областного правительства использовали и при установлении лимита в 39 поездок в месяц для Единых социальных проездных билетов (ЕСПБ). Исходя из данных компании «НоваКард», среднее количество поездок, совершённых в феврале 2016 года по ЕСПА, составляет 69-70 на человека. То есть потребность студентов, пенсионеров и прочих в перемещениях гораздо выше, чем считают в правительстве. Также следует напомнить, что стоимость ЕСПБ с 1 декабря 2015 года составляет 450 рублей. Получается, что, фактически, транспортники получают лишь 11,5 рублей с поездки, почти половину её стоимости.
На прошлой неделе на заседании профильной комиссии Гордумы руководители муниципальных транспортных предприятий Нижнего Новгорода предоставили финансовые отчёты о работе в 2015 году и сообщили о планируемых расходах в 2016-м. Директора МП «Нижегородское метро» Олег Яушев и МП «Нижегородэлектротранс» Максим Дранишников (новый глава МП «Нижегородпассажиравтотранс» Дмитрий Цыганков ещё входит в курс дел) заострили внимание на многомиллионных убытках, которые перевозчики вынуждены нести из-за перевозки льготников.
Так, в МП «Нижегородэлектротранс» величина компенсации выпадающих доходов за четыре года сократилась в четыре раза: в 2011 году она составляла 205 млн рублей, в 2015 году – 57 млн рублей, в 2016 году запланированы выплаты в размере 45 млн рублей. Несколько лет назад Нижегородское метро получало от области порядка 27-30 млн рублей. На 2016 год «подземке» дадут только 9 млн рублей. При этом количество «льготников» в региональном центре, очевидно, нисколько не сокращается. «В прошлые годы мы решали вопросы через суды. Однако мы проиграли минфину Нижегородской области, Минфину России, и компенсации остались на прежнем уровне», - отметил Максим Дранишников.
Во многих регионах судебная практика схожа. Муниципалитеты пытаются добиться от региональных властей (властей субъектов) компенсаций в должном размере, однако терпят поражение. «Если рассуждать логически, то транспортники должны получать по 20 рублей с поездки независимо от того, обычный это пассажир или льготник. В реальности ситуация кардинально другая. В постановлении прописан предельный тариф 19 рублей для проездных, реально компенсация рассчитывается исходя из тарифа не более 16 рублей», - рассказал корреспонденту NN.RU знакомый транспортник.
Законодательство без обязательства
Стоит также напомнить и другую «чёрную дыру», созданную региональным правительством в бюджете муниципальных транспортных предприятий. В 2012 году область санкционировала продажу проездных билетов частными транспортными компаниями.
Как писал NN.RU, осенью прошлого года в Нижнем Новгороде разразился скандал. Выяснилось, что частная компания «Русская тройка» продаёт более 97 тысяч проездных в год - количество, сопоставимое с продажами "Нижегородэлектротранса" (НЭТ). НЭТ реализует почти в два раза больше, но "Русская тройка" не осуществляет перевозки на городских маршрутах в Нижнем Новгороде и перевозит небольшое количество пассажиров в черте города на своих пригородных автобусах - несопоставимо малое относительно доли продаваемых проездных.
В августе в письме и.о. главы администрации Нижнего Новгорода Андрею Черткову (копия имеется в распоряжении редакции NN.RU) заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Николай Мамонов сообщил, что только в первом полугодии 2015 года «Русская тройка» продала 76 636 ЕСПБ и 21 341 ЕСПА. Для сравнения, «Нижегородэлектротранс» продал 82 033 ЕСПБ и 88 623 ЕСПА.
После скандала количество проездных, продаваемых «Русской тройкой» (кстати, аффилированной с нынешним директором «НПАТ» Дмитрием Цыганковым), резко сократилось. Как сообщил журналистам в начале марта министр транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области Александр Герасименко, в январе-феврале «Русская тройка» продала 153 ЕСПБ и 617 ЕСПА, а также 443 комбинированных проездных.
Вместе с тем, никаких уголовных дел (к примеру, о мошенничестве в особо крупном размере) правоохранительные органы возбуждать не стали. Как рассказал корреспонденту NN.RU председатель комиссии Гордумы по транспорту и связи Алексей Гойхман, в областной прокуратуре нарушений не нашли. Есть постановление областного правительства, и перевозчик его не нарушает. Поскольку бумажных проездных можно напечатать сколько угодно (и областное правительство сохранение «бумаги» поддерживает), а частные маршрутки не оснащены считывающими устройствами АСКОП, никакой подтверждённой информации о количестве фактически перевезённых «Русской тройкой» льготников не имеется.