В Нижегородском художественном музее (НГХМ) на Верхневолжская набережной, 3 открылась выставка "Старые мастера. Западноевропейский женский портрет XVII-XVIII вв." из частной коллекции бизнесмена Дмитрия Володина. Экспозиция уникальна тем, что работы, приобретенные за рубежом, ранее нигде никогда не выставлялись.
Вступительные слова на открытии выставки сказали директор НГХМ Роман Жукарин и владелец коллекции, бизнесмен Дмитрий Володин.
- Женский портрет — это вещь прекрасная. Нет ничего лучше женского портрета. И женский портрет отражает не только мастерство автора, но и характер натуры, и отношение в обществе к тем или иным персонажам, — поделился Дмитрий Володин.
Бизнесмен поблагодарил музей и лично куратора Наталью Свирину, благодаря которой каждая работа получила научное описание, и отметил, что возможность выставлять свои картины на музейных площадях — это большая радость для коллекционера.
- Экспозиция продолжается не только как мужской/женский портрет, — рассказал коллекционер, — здесь представлены и портреты из одной династии. Мы показывали Джеймса IV Шотландского или Джеймса I Английского. Здесь есть его дочь, Елизавета Стюарт. И здесь есть, возможно, его мать, казненная Мария Стюарт. Здесь нет только Елизаветы I, которая "Стюарт" никогда не была и вклинилась в династию...
- Сложность любого западного портрета в российских музеях определена двумя вещами: либо представлены анонимные работы так называемых "великих мастеров" в виде Рембранта, либо те случаи, когда иностранные мастера приезжали в Россию и писали тут. Эти работы не представлены в российских музеях по одной простой причине: никто предками не торговал. Никто не продавал семейные альбомы. И в данном случае нам удалось собрать пусть небольшую, но интересную коллекцию.
Как и мужской западноевропейский портрет, показанный в стенах музея ранее, женские изображения очень много рассказывают о культуре, нравах и настроениях той эпохи.
- Это то время, которое определило облик современной Европы, — отметила Наталья Свирина.
Некоторые работы соседствуют по принципу контраста. И, несмотря на то, что были созданы в одну эпоху, отражают диаметрально противоположные настроения.
Свободный французский костюм, подчеркивающий нежность, изящество и игривость женщины, соседствует с голландским костюмом. Он был "построен" по тому же принципу, что и мужской военный костюм, и служил своего рода "футляром" для тела.
Окунуться в историю Европы можно будет до 28 мая.
Фото: Светлана Шуга