Город Летопись Горького. 10 редких кадров Нисона Капелюша

Летопись Горького. 10 редких кадров Нисона Капелюша

Пешком через реку.  | www.nn.ruПешком через реку.  | www.nn.ru
Пешком через реку. 

В честь юбилея газеты «Нижегородский рабочий» редакция подготовила фотовыставку «85 лет в курсе главных событий». В экспозицию вошли десятки работ фотомастеров, которые в разные годы сотрудничали с ежедневкой.

Город и область 1930-х годов представлены в работах знаменитого фотомастера Нисона Капелюша. Здесь кадры со строительства автозавода, колонны первых автомобилей, произведенных на ГАЗе, первая переправа через Оку и другие уникальные снимки.

Аэросани – КНИГУ В МАССЫ. Аэросани – КНИГУ В МАССЫ. 
Аэросани – КНИГУ В МАССЫ. 

Нисон Капелюш (1910—1973) — заслуженный работник культуры РСФСР, фотожурналист. Родился в Нижнем Новгороде в семье портного. Его будущее определил подаренный ему на 13-летие фотоаппарат Kodak. Еще в школьные годы Нисон Капелюш стал штатным корреспондентом газеты «Молодая рать». В 1937 году на Всесоюзной выставке фотоискусства был награжден дипломом второй степени. В 1928—1929, 1934—1942, 1946—1970 годах — фотокорреспондент, заведующий иллюстративным отделом, старший корреспондент «Горьковской коммуны» («Горьковской правды»). В 1932—1934 годах работал в редакции «Горьковского рабочего», областном отделении «Союзфото». В годы Великой Отечественной войны служил в газете войск ПВО, отделе архивов УНКВД по Горьковской области.

Строительство Автозавода. Строительство Автозавода. 
Строительство Автозавода. 

Нисон Капелюш водил крепкую дружбу с Валерием Чкаловым. Известный телерадиожурналист и писатель Александр Цирульников, не единожды общавшийся с Капелюшем и выпустивший несколько альбомов с воспоминаниями о нем, рассказывает:

- Однажды Чкалов предложил Капелюшу: «Ты меня научи фотографировать, а я тебя научу летать». Благодаря этой дружбе получился знаменитый снимок 1936 года: товарищ Иосиф Сталин и товарищ Ворошилов крупным планом. А дело было так: Капелюш подошел к Сталину чуть ли не вплотную! Как это было возможно в то время? Чкалов помог. «Это мой друг из газеты!» — сказал он товарищу Сталину, и тот уже не возражал против съемки.

Автозаводстрой. Комсомольская дорога имени 3-й роты 4-го
полка. Автозаводстрой. Комсомольская дорога имени 3-й роты 4-го
полка. 
Автозаводстрой. Комсомольская дорога имени 3-й роты 4-го полка. 

Также Капелюш фотографировал Владимира Маяковского, Игоря Ильинского, Владимира Самойлова, Ван Клиберна и многих других.

Автозаводстрой. Палатки бригады Виктора Сорокина. Автозаводстрой. Палатки бригады Виктора Сорокина. 
Автозаводстрой. Палатки бригады Виктора Сорокина. 

Газета «Нижегородский рабочий» (в советские годы — "Горьковский рабочий") существует с 1932 года. Решение об издании городской газеты было принято 20 марта 1932 года, название утвердили 19 апреля, а 1 мая вышел первый номер издания. Через три месяца главная городская газета стала ежедневной. Все время своего существования газета была «передовиком производства», выражаясь языком советских передовиц. Так, в 50-е годы прошлого столетия «Горьковский рабочий» служил рупором Горьковского горкома КПСС и городского совета депутатов трудящихся и считался самым ярким городским изданием. В 70-80-е годы подписка на «Рабочий», выходивший тиражом более 200 тысяч экземпляров, была желанным дефицитом, и в киосках за газетой выстраивались очереди.

Считается, что именно «Рабочий» стала первой нестоличной «вечёркой» и в течение многих десятилетий был единственной ежедневной газетой Горького, которая выходила по вечерам, а не утром. В 1999 году «Нижегородский рабочий» стал выходить в полном цвете первым в Нижнем Новгороде. С января 2014 года издание становится еженедельником. С января 2016 года «Нижегородский рабочий» выходит еженедельно на 24 страницах, а с июня 2016-го охватывает тиражом не только Нижний Новгород, но и всю область.

Андрей Александрович Жданов заливает первый цемент в
закладной камень Горьковского автозавода. 1932-1934 гг.Андрей Александрович Жданов заливает первый цемент в
закладной камень Горьковского автозавода. 1932-1934 гг.
Андрей Александрович Жданов заливает первый цемент в закладной камень Горьковского автозавода. 1932-1934 гг.
Автозавод. Первые ГАЗ-АА.Автозавод. Первые ГАЗ-АА.
Автозавод. Первые ГАЗ-АА.
Строится стационарный Канавинский мост через Оку. Слева
виден плашкоутный мост. Строится стационарный Канавинский мост через Оку. Слева
виден плашкоутный мост. 
Строится стационарный Канавинский мост через Оку. Слева виден плашкоутный мост. 
Парад автомобилей ГАЗ.Парад автомобилей ГАЗ.
Парад автомобилей ГАЗ.
Первые грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А (форды). Первые грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А (форды). 
Первые грузовики ГАЗ-АА и легковые ГАЗ-А (форды). 

С работами других фотомастеров «Нижегородского рабочего» мы познакомим вас в следующих публикациях на NN.RU.

Текст: Яна Лямина
Фото: Нисон Капелюш (из архива Александра Цирульникова)

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040.
Читайте новости где удобно: 
"ВКонтакте"Facebook"Одноклассники.ru"
Наши
 новостные каналы — в TwitterViber и Telegram
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления