В Нижегородском государственном художественном музее (НГХМ) открылась уникальная выставка «Русское серебро». Она состоит из двух коллекций – изделия современных ювелиров и мастеров XV-XIX веков. Наш фотокорреспондент Наталья Бурухина посмотрела, как старые традиции воплощаются в современном ювелирном искусстве.
– Сложилось несколько перевернутое мнение: то, что произведено до царя Гороха, достойно внимания, а сегодня таких мастеров нет. Вот мы и решили на выставке представить изделия, которые произведены в XXI веке в России, – рассказал представитель завода из Волгореченска Дмитрий Володин. – Здесь представлены коллекции 2-х производителей – волгореченского завода «Русское серебро» и костромского «Альтмастер». Среди них 10 гран-при всероссийской ювелирной выставки за последние 10 лет.
Всего выставлено более 100 экспонатов из современной коллекции и более 50 из коллекции НГХМ, которая работает в режиме особой кладовой, в музейной терминологии – на открытом хранении. Конечно, раритеты имеют, кроме художественной, историческую ценность. Но и современные шедевры уже успели обрасти байками.
Сервиз «Земляника» стал популярен благодаря президенту Владимиру Путину. Такой он подарил на свадьбу легендарному российскому хоккеисту Александру Овечкину и дочери Веры Глаголевой актрисе Анастасии Шубской. «Три сервиза производятся за 2 месяца. Поэтому спрос на сервиз безумный», – заверил представитель завода.
– Любимая вещь, которая называется «Курочка Ряба» – подставка под яйцо, тут же солонка в форме яйца. Абсолютно русский подарок. Самое большое количество этих курочек уехало в Англию. Граждане Объединенного Королевства не верили, что это сделано в XXI веке, – рассказал Володин.
В исторической части выставки представлены предметы в основном из храмов, монастырей, церквей Нижнего Новгорода и Нижегородской губернии. О них рассказала заведующая отделом зарубежного искусства НГХМ Наталья Свирина.
– Они поступали в музейное собрание в основном в 20-е годы. За каждым из этих предметов стоят трагические страницы нашей истории, – сказала она. – И в то же время это история сохранения, изучения этих предметов и введения их в научный оборот. Это очень-очень важно.
– Оклад иконы Святого Николая. Конец XV – начало XVI века. Это работа новгородских мастеров. Оклад украшен в технике скани. Скань – это тонкая крученая проволока, которая уложена в ажурные узоры. Оклад скромный, простой, иконка небольшая. Очевидно, что это предмет личного характера – икона, которую можно возить с собой.
– Здесь же находятся замечательные работы нижегородских ювелиров. Дело в том, что в XVII веке Нижний Новгород был одним из крупнейших центров ювелирного ремесла. Это прекрасной работы чеканный оклад и великолепное кадило работы нижегородского ювелира Корнелия Скуляпина. Здесь нет украшения из драгоценных камней, но сам по себе этот чеканный орнамент создает ощущение искрящегося света.
– А вот это оклад Евангелия – работа московских ювелиров. Оклады богослужебных книг – это отдельная тема. Книгу воспринимали как сакральный объект. Не только чтение текста имело значение, но и демонстрация священной книги прихожанам. Поэтому крышки переплетов Евангелий украшались и чеканным орнаментом, и гравировкой, и вставками. Кстати, вставки здесь не из драгоценных камней, а из ювелирного стекла. Оно датируется XVII веком. В это время в России такое стекло еще не производили, оно привозное. И стоило оно очень дорого, наравне с драгоценными камнями.
– Великолепные напрестольные кресты. Они как раз украшены драгоценными камнями – аквамарин, рубин, шпинель, горный хрусталь, сапфир. Серебро считалось материалом символическим, которому приписывали магические свойства. Использование его в богослужебной утвари не случайно. Серебро – символ святости, а позолота – Фаворский свет, то есть святость, озаренная Фаворским светом. И даже подбор камней несет в себе символическую нагрузку. Красные камни символизируют кровь Христову, синие камни – божественную славу, голубой аквамарин символизирует воду крещения, а жемчуг – символ возрождения.
– Каждый из этих предметов имеет историю – поступления и бытования. Вот, например, великолепная водосвятная чаша, работа московских мастеров. Эта чаша стала вкладом в наш Благовещенский монастырь. Его сделал Казанский епископ Тихон. Может показаться странным, что такую дорогую вещь он вложил в чужой монастырь. Но Тихон был уроженцем Нижнего Новгорода. И здесь начал свою карьеру – стал монахом Благовещенского монастыря. Потом он перебрался в Москву и стал главным хранителем патриаршей ризницы – всех сокровищ патриарха. Это была блестящая карьера. Потом его сделали митрополитом Казанским и Свияжским. И вот уже будучи митрополитом, он этот драгоценный сосуд заказывает и дарит родному монастырю.
– Идет определенное развитие стилистики ювелирного искусства. Это хорошо заметно по потирам. Потир – это чаша для причастия. Потиры XVI века более скромные, а потиры XVII века – массивные, украшенные великолепным орнаментом. Вот яркий пример: ножка сложная, потир пышный, торжественный, величавый. Это свойственно стилистике барокко.
– Если говорить о влиянии стиля барокко на русское ювелирное искусство, то пожалуйста: оклад Евангелия. Он весит 16 кг. Это был вклад нижегородских купцов, торговавших на Макарьевской ярмарке. И этот великолепный оклад был вложен в Троицкий собор Макарьевского монастыря «Спасения душ ради». Работа московских мастеров, оклад датируется 1700 годом. К этому времени нижегородская школа развитие утратила.
– Здесь наградной фонд – ковши, чарки. В России церемония награждения за заслуги перед государством была выработана еще в Средние века. И награждали не нагрудными знаками, а утварью, как правило, серебряной. Почему было так ценно серебро? В России в допетровскую эпоху разработки серебра вообще не было. Серебро было привозным, даже монеты из привозного серебра чеканили. И потому дарение серебряной утвари было знаком особого государева расположения. Сначала вручали саму утварь, а позднее – средства на ее изготовление
Это ковш, который был вручен атаману Алексею Дикову Екатериной II. На самом деле не ковш вручен, а средства на его изготовление. Когда мы исследовали клейма этого предмета, выяснилось, что к тому времени, когда он был изготовлен, Екатерина II уже почила в бозе. То есть деньги выписали, но пока он доехал из своей станицы, пока ковш был изготовлен, императрица умерла. Расходование средств было целевым, их нельзя было потратить на что-то другое.
– Ковши – это очень старя форма русской утвари. Они предназначались для питья вина, браги, сбитня. На Руси мало кто пил крепкие напитки, поздно начали пить. И вот для них предназначались очень маленькие чарочки. Такие чарки дарили во время празднования коронации императора, именин императора и даже торжеств в честь погребения. Всем, кто присутствовал, выдавали памятные подарки. Поэтому нередко в дно чарки впаивали памятный жетон.
– Особенно ярко демонстрируют преемственность в ювелирном искусстве изделия Фаберже. Вот чаша для фруктов – хрусталь с серебром, чайница и предмет, который утилитарного назначения не имел: веточка незабудок. Если здесь хрусталь – это стекло, то колбочка – это минерал. Вазочка выточена из цельного кристалла хрусталя. Веточка выполнена из позолоченного серебра. Лепесточки незабудок – это бирюза. В сердцевину каждого цветка вставлен алмаз. В первой экспозиции мы тоже видели соединение хрусталя с серебром и позолотой, драгоценными и полудрагоценными камнями. Те же традиции продолжаются и современными ювелирами.
– Памятный сувенир, который был подарен сотрудниками фирмы Башкирова Матвею и Анне Башкировым в честь 25-летия свадьбы. Об этом говорит поздравительный адрес. Этот предмет сохранился частично. Он был найден в составе клада на Гребешковском откосе в конце 90-х годов, когда там велись строительные работы. Предмет изображает хлебную баржу. На постаменте фигура грузчика, ключника. Он присутствует не случайно, потому что сам Башкиров начинал на Волге с самых низов – портовым грузчиком. А если говорить о технологии изготовления, то это гальвано-пластическое литье, которое очень широко использовалось в конце XIX – начале XX века. На поставах постамента – виды Нижнего Новгорода, башкировских мельниц и пристаней.
Выставка продлится с 1 по 6 ноября. Экскурсии для посетителей проводятся по специальному графику, а также по групповым заявкам: в среду в 14:00, в пятницу в 15:00, в субботу в 14:00 и 15:00; в воскресенье в 14:00 и 15:00.
Фото: Наталья Бурухина
Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или предложите тему для публикации. Пришлите фото или видео интересного события на почту news@news.52.ru. Наш номер в WhatsApp и Viber 8-910-390-4040. Читайте новости в соцсетях "ВКонтакте", Facebook, "Одноклассники.ru". Наши новостные каналы — в Twitter, Viber и Telegram.