Всего четыре шанса осталось у нижегородцев увидеть завораживающее действие — слив жидкого металла из мартеновской печи. Но побывать на производстве и посмотреть на изготовление железнодорожных колес и труб диаметром с человеческий рост теперь можно будет по субботам.
Выксунский металлургический комбинат — по-настоящему градообразующее предприятие. Собственно, с того, что в этих местах нашли залежи железной руды, и началась история города Выкса.
«Железный век» Выксы начался в первых десятилетиях XVIII века. В 1719 году знаменитый указ Петра Великого разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы». Именно тогда в окрестностях Выксы появились первые рудники-«дудки», где велось кустарное изготовление железа.
Но подлинное — промышленное — развитие металлургии в этих краях связано с указом дочери Петра Елизаветы, которая, возможно, сама того не подозревая, стала первым русским правителем-экологом. «Для охраны лесов от истребления» императрица распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии 200 верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных «железных заводов промышленников» Андрея и Ивана Баташевых, и братья были вынуждены оправиться на поиски новых мест.
В 60-е годы XVIII века тульские заводчики братья Баташевы закладывают основы металлургии Выксунского района — железорудное производство. Основание Выксы происходит одновременно с основанием первого Верхне-Выксунского завода в 1765 году.
В начале XIX века Баташевым принадлежала огромная территория в 300 тысяч десятин. В XIX столетии в Выксе выплавлялось до 30% чугуна, производимого в европейской части России.
Во время турецкой войны Баташевские заводы выполняли военные заказы на пушки, ядра, станки для текстильной промышленности.
В 1823 году в Выксе был построен первый пароход. Город славился художественным чугунным литьем. Продукция заводов получала награды на международных выставках.
Сегодня Выкса — один из старейших в стране центров металлургической промышленности. Градообразующим предприятием является Выксунский металлургический завод.
На днях на заводе стартовала новая туристическая программа. Теперь сюда можно приехать, чтобы познакомиться с современным металлургическим производством.
Первая коммерческая экскурсия оказалась не совсем обычной. На нее приехали молодые ребята из Владимира и Москвы. Их общий друг работает во Владимире на одном из предприятий ОМК (Объединенная металлургическая компания, в которую входит и ВМЗ. — Прим. авт.). По работе он часто бывает в Выксе, и, узнав, что теперь на завод можно попасть с экскурсией, уговорил своих друзей приехать.
— Я сам бывал на производствах, и мне просто хотелось показать друзьям, как здесь здорово, — рассказал Михаил Митрофанов. — Практически все ребята имеют высшее техническое образование, им было интересно увидеть всё своими глазами. А девчонки вообще ни разу не были на настоящем производстве, им очень хотелось приехать.
Экскурсия начинается в Усадебно-промышленном комплексе Баташевых-Шепелевых. Здесь экскурсантам выдали средства защиты: фирменные халаты, перчатки, защитные очки и беруши. Горячее производство само по себе представляет опасность, поэтому инструктаж очень серьезный. Нам рассказали, что передвигаться по цехам можно только по зонам, покрашенным в зеленый цвет, и категорически нельзя переступать желтую черту. И вот мы отправились на производство.
Колесопрокатный цех. Строительство крупнейшего в Европе цеха по производству железнодорожных колёс началось в 1969 году. КПЦ был объявлен объектом областной ударной комсомольской стройки. Первая очередь — линия отделки КПЦ — была пущена 1-го октября 1973 года, ровно через год было завершено сооружение второй очереди, что позволило достигнуть проектной мощности по прессо-прокатному производству (650 тысяч колес в год), по механической и термической обработке (850 тысяч колес).
Железнодорожные колеса различных конструкций отправляются отсюда не только в различные подразделения российских железных дорог, но и в страны СНГ и дальнее зарубежье — США, Южную Корею, Словакию, Югославию, Болгарию, Индию, Индонезию, Вьетнам.
Пока колеса здесь изготавливают из заготовок собственного мартеновского цеха и из заготовок, которые поступают с Урала, из Новотроицка с завода «Уральская сталь».
Первым делом трех- и шестиметровые «колбаски» режут на куски, согласно установленным схемам раскроя.
Затем заготовки подают на прессо-прокатный участок, где их сначала разогревают до температуры 1240–1280°С. Разогретые заготовки проходят обработку на нескольких прессах. Зрелище завораживающее. Железные кругляши прямо на глазах превращаются в заготовки, которые потом обрабатывают на механическом участке цеха. Там обработка колес производится на токарно-карусельных станках с числовым программным управлением.
Туда нас не повели — длина всей линии около 2,5 километра. Если идти по всей технологической линии, экскурсия будет длиться много часов. Поэтому группа садится в автобус и едет к финальной части изготовления железнодорожных колес.
Нам показали участок, на котором колеса проходят последний контроль качества. На специальных установках каждое колесо проходит контроль «размера ленты колеса»; контроль геометрических параметров колеса на лазерной установке; контроль твердости поверхности обода; ультразвуковой контроль обода, диска и ступицы колеса; магнитолюминесцентный контроль поверхности диска колеса.
Только после всех этих операций контролер вручную наносит на колесо особый знак — клеймо. Здесь нет автоматики — всё делает человек.
Ну, а если на проверке обнаруживаются дефекты, колесо отправляют либо в доработку, либо в переплавку.
А на хороших колесах поедут железнодорожные вагоны.
«Мартен», которого скоро не будет
Помните фильм «Весна на Заречной улице»? В старом советском кино профессия сталевара показана с самой красивой, романтической стороны. Сильные мужчины варили сталь в мартенах и красиво ухаживали за девушками. И делали это легко и весело. В жизни работа у мартеновской печи — тяжелый труд.
В Выксе первую мартеновскую печь построили в 1892 году на территории Нижне-Выксунского завода. Внедрение и развитие мартеновского производства в Выксе дало 40% роста производства стали в первые годы освоения этого метода.
Условия труда здесь к романтике ни тогда, ни в последние годы не располагали. Это тяжелое производство, где с одной стороны — раскаленный металл, с другой — продуваемое всеми ветрами огромное пространство. Достаточно сказать, что сталевар, который пробивает леток мартеновской печи (это отверстие, из которого вытекает металл. — Прим. авт.) испытывает резкое обезвоживание и потом в течение двух часов должен отдыхать и восстанавливаться.
Наша группа побывала на выпуске металла из мартена, который уже 23 марта сварит свою последнюю сталь. Производство стали мартеновским методом признано экологически опасным. При этом в воздух выделяются вредные вещества. И, согласно европейской конвенции, ВМЗ останавливает работу этого цеха. Навсегда. Так что остается всего четыре экскурсии, которые могут попасть в этот цех и полюбоваться красотой и мощью льющегося из печи металла.
— Конечно, мне обидно, что так произойдет, — рассказал корреспонденту NN.RU технолог цеха Алексей. — Я сюда пришел в 18 лет, потом отслужил в армии и вернулся на производство. Больше 25 лет в этом цехе отслужил. Но время диктует свое — приходится осваивать более современные технологии.
По словам Алексея, при закрытии мартеновского цеха все сотрудники, которые не достигли пенсионного возраста, будут трудоустроены на другие производства. А вот пенсионерам придется покинуть завод.
С 1939 года и весь период Великой Отечественной войны в цехе работали 4 печи: на 25 тонн, 30 тонн, 40 тонн, 50 тонн. Металлурги Выксы умели выплавлять броневые марки стали для танков, орудий и других вооружений. Не хватало руды, поэтому пришлось расконсервировать рудник около села Мотмос, и с 1942 года работали с использованием своей руды.
За годы работы мартеновский цех №2 освоил выпуск 10 марок стали и выплавил более 14 миллионов тонн металла.
23 марта в 11:00 в цеху пройдет последняя отливка заготовок для колесного производства. После этого всё оборудование будет демонтировано, и цех исчезнет с территории завода. А колеса для железнодорожных вагонов будут делать из уральского металла. Уже заключен долголетний контракт с уральскими сталеварами. К слову, там все мартены уже давно остановлены, и металл варят современными методами.
Последняя шуховская башня
Есть на территории завода и уникальный памятник инженерной архитектуры — шуховская башня.
Это водонапорная башня, на которой размещался бак для воды, которой «заправляли» заводские паровозы. Она относится к типу «ажурных башен», проектирование и строительство которых Владимир Шухов начал еще в конце ХIХ века. Она является одной из главных достопримечательностей индустриального наследия Выксы.
Выксунская водонапорная башни датируется 30-ми годами ХХ столетия. Это последняя водонапорная башня, построенная в СССР.
Башня представляет собой решетчатую опору — гиперболоид высотой 28,5 метра, на которой стоял массивный резервуар объемом 250 кубов, окруженный обходной галереей. Башня снабжала водой цеха завода. Общая высота сооружения — 40,0 метра.
Всего в мире по проекту В. Шухова было построено свыше 220 башен различного назначения. До сегодняшнего сохранилось не более 20.
Наша экскурсия длилась почти три часа, и, конечно, экскурсанты устали. Но эмоций было очень много.
А ведь мы не побывали на производстве труб, самом мощном в Европе. Но у будущих экскурсантов такая возможность еще будет.
— Мы очень старательно готовили эту программу, и было непросто, — рассказала нам старший экскурсовод выксунского музейно-промышленного музейного комплекса Баташовых Елена Юшерова. — Мы же гуманитарии, к производству отношения не имели. Но мне очень важно видеть, как людям интересно, как они отзываются на мощь, которую видят на производствах. Вы бы видели, как горели глаза у студентов, которых мы водили на эту экскурсию в тестовом режиме! И, конечно, хорошо бы, чтобы люди еще успевали посмотреть наш музей. Но за один день это сделать сложно. Экскурсия по заводу длится 2,5–3 часа, люди устают. Но в Выксу можно приехать и на пару дней, чтобы посмотреть и нашу прекрасную экспозицию.
Стоимость экскурсии для группы из 15 человек — чуть больше 13 тысяч рублей. Разработано три варианта маршрутов. Чтобы попасть на Выксунский металлургический завод, надо обратиться в Усадебно-промышленный комплекс Баташевых-Шепелевых и оставить заявку.
Ранее мы рассказывали и показывали, как строят ядерные реакторы в Нижнем Новгороде.
Текст: Татьяна Кузнецова
Фото: Наталья Бурухина, Татьяна Кузнецова, сайт Усадебно-промышленного комплекса Баташевых-Шепелевых Vyksa-usadba.ru/vmz/
Не забывайте, что у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Нижнего Новгорода. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/nn_ru.