В этот раз мы долго выбирали улицу для воскресной прогулки. Знаем, что не исхожено нами не мало, но нам становится все интереснее открывать город вместе с вами. Вот мы и спорили: «Отправиться в Печеры? Нет, давайте в 7-ой микрорайон! Ой, туда потом, лучше пройдемся там, где точно мало кто бывает». Выбор сделан был в пользу улицы Пешкова. Думаем, далеко не все знают, где она находится. Если вы решитесь повторить наш маршрут, вам придется ехать в Канавино и идти от вокзала в сторону цирка или от метромоста в строну улицы Приокской.
Не будем скрывать, отправляясь на эту прогулку я даже побаивалась. Места эти пользуются не лучшей славой у нижегородцев. Но, как говорится, не только же по центру и новым микрорайонам гулять. Тем более, это место неразрывно связано с именем Максима Горького.
На всякий случай поясним, что Алеша Пешков — настоящее имя писателя Максима Горького.
В то время, когда маленький Алеша жил здесь в доме № 42 с дедом и бабушкой, улица эта называлась Пирожниковской. Учился Алеша здесь же в Канавинском двухклассном училище, которое закончил, кстати, с похвальным листом.
Именно из этого дома будущий писатель отправился в самостоятельную жизнь. Многие, наверно, с детства помнят строки из книги «Детство»: «Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди... И пошел я в люди».
Помнит эта улочка не только нашего великого земляка, но трагические события июня 1884 года, получившие название «еврейского погрома». Да, в Нижнем Новгороде трагедия не приобрела тех масштабов, как в на юго-западе Российской империи, но были убиты 9 человек, в том числе и дети.
— Толпа разгромила еврейскую молельню при доме Бабушкина на 4-й линии (ныне улица Луначарского). Там было найдено 5 убитых, среди них двое детей. В своей конторе, которая находилась в доме Трунова по ул. Пирожниковской (ныне улица Алеши Пешкова), были жестоко избиты московской 1-й гильдии купец Дейцельман, подрядчик строительной артели, в течение 8 лет работавший по постройке мостов на ярмарке, и его приказчик. Погром продолжался до рассвета и прекратился только к полудню следующего дня, — сообщили музея БФЕЦ «Хэсэд Сара».
Эти события потрясли многих, в том числе, и Максим Горький. В рассказе «Погром» он описал, как бесновалась озверевшая толпа и жестокую расправу над стариками и детьми.
Если честно, то сейчас эта улица выглядит не лучшим образом. Оказавшись здесь чувствуешь себя неуютно — пробираешься по лужам и сугробам. Многие дома явно обветшали, а другие смотрят на прохожих выбитыми и темными «глазницами».
Сложно поверить, что территориально ты находишься в центре мегаполиса. Ощущение тоски и безысходности, беспросветной глуши.
Здесь нет ни магазинов, ни кафе, ни офисов. Да и прохожие встречаются редко. Если честно, окажись мы здесь вечером, было бы жутко.
Будем честны, не уверены, что хотим вас пригласить прогуляться по этим местам. Хотя, наверно, здесь можно сделать очень колоритные фотографии. А тем, кто постоянно критикует свои районы и микрорайоны, будет интересно увидеть контраст. Нам хотелось побыстрее отсюда выбраться, благо улочка эта совсем небольшая — 550 метров. Только вот рядом такая же серость.
Ох, надеюсь, что на следующей неделе мы сможет увидеть что-то красивое.
Текст: Ксения Нестерова
Фото: Наталья Бурухина
О прошлом и настоящем многих других нижегородских улиц вы можете почитать в нашей рубрике «История одной улицы».