Мытный рынок, владелец которого хочет построить на его месте многоэтажный торговый центр, стал точкой преткновения в спорах о развитии исторической части Нижнего Новгорода. Горожане считают, что имеют право решать, какой быть территории в самом сердце города. Но закон говорит, что последнее слово — за владельцем. Как совместить их интересы?
Об этом говорили на круглом столе, который организовала нижегородская Общественная палата. На дискуссию были приглашены чиновники, рестораторы, представители турбизнеса, деятели культуры. Кстати, хозяин Мытного рынка Ваган Багдасарян в дискуссии не участвовал. Организаторы объяснили это тем, что хотели не решать сиюминутные проблемы, а подумать об образе будущего.
А в будущем все участники хотели бы сохранить нынешнее назначение территории — рынок, но современный. Как Даниловский рынок в Москве, Тебризский базар в Иране, Market Hall в Роттердаме (Нидерланды), Центральный рынок в Абу-Даби (ОАЭ), Скарборо в Великобритании. Все они в чем-то похожи: торговля продуктами, сопутствующими товарами, антикварные лавки, фуд-корты, детский уголок, место для гастрономических фестивалей. Но каждый имеет свой неповторимый национальный колорит.
— Рынок говорит о городе очень много, иногда больше, чем значимые памятники, — считает учредитель «Нижегородской гильдии экскурсоводов» Александра Шарова. — Рынок — это лицо города. Он показывает, какие там люди, чем они живут, какие в нем цвета и запахи.
Звучали предложения создать после раскопок археологов исторический уголок — несомненно, найдется что показать, — оборудовать ремесленный городок, организовать место для кулинарных «гастролей» предприятий питания. Последние, кстати, готовы сотрудничать с местными фермерами и даже инвестировать в их бизнес.
— Кулинария — это часть впечатления от города. Турист может не пойти ни в один музей, не посмотреть ни одного памятника. Но он три раза в день поест. А у нас «Стейк-хаус», «Самурай», а местная кухня где? — заметил директор регионального департамента развития туризма Сергей Яковлев.
Но у участников возникли сомнения: согласится ли на такой проект Багдасарян? А если согласится — осилит ли его реализацию? Возникла даже радикальная идея — отобрать участок у нынешнего хозяина. Однако по закону изъять землю у владельца для госнужд можно только под линейные объекты — это дороги, линии электропередачи, связи, трубопроводы и прочее. Остается выкуп с последующим выставлением на торги или продажа новому собственнику напрямую. Возможно, собственник уже к этому готов.
— С нынешним хозяином этого участка ничего не будет. Это мое личное мнение, — заявил президент группы компаний «ПИР» Александр Котюсов. — Ничего он не собирается там строить, а собирается продавать. И ждет, когда к нему придут с предложениями. За много лет в рынок не было никаких вложений. Он только больше превращался в курятник.
Знакомство с Нижним Новгородом министра градостроительства Марины Раковой началось с посещения Мытного рынка и стало для нее потрясением. С ее слов, все — в том числе собственник — понимают необходимость преобразований, но нынешний проект чрезмерен.
— Представьте, как в уютном дворе появляется строительная техника. Кран просто снесет фасады соседних зданий. Производство работ с углубленными фундаментами — это ущерб памятникам и невероятная дороговизна работ. Это несопоставимые затраты даже с эфемерной привлекательностью зданий, — считает Ракова.
Глава Нижегородского района Илья Лагутин уверен, что коммуникации в районе Большой Покровской, которым более 100 лет, не вынесут дополнительной нагрузки — подключения пятиэтажного ТЦ. К тому же этот проект не поддержал Архитектурный совет Нижегородской области, да и ныне действующие регламенты не допускают строительства в охранной зоне исторических памятников.
По мнению Марины Раковой, единственный путь, по которому можно идти, — реконструкция старого здания. И, конечно, нужно сделать срез общественного мнения и довести его до владельца рынка.
— Нельзя допустить узурпацию общественного интереса собственником. Это важный городской объект, а не чисто коммерческая история, — заключила она.
Но что будут делать сейчас? В будущем году Нижний Новгород отмечает 800-летие, и город не может встретить юбилей с неустроенным пятном в самом центре. Багдасарян заявил, что проект откорректируют за месяц. Но специалисты уверены, что на это уйдет до полугода. Затем должны быть проведены археологические раскопки — это обязательная мера по сохранению культурного слоя в исторической части города.
Участники обсуждения сошлись во мнении, что необходимо разрабатывать не только большую концепцию рынка, но и малые проекты для промежуточного использования, например для юбилейных мероприятий. Это поможет владельцу получить хоть какой-то доход, а заодно покажет, что культурные проекты могут привлечь даже больше людей, чем коммерческие.
Напомним, первоначально Ваган Багдасарян хотел на месте Мытного рынка построить пятиэтажный торговый центр с двухуровневой подземной парковкой. Как только рынок закрыли на 90 суток за несоблюдение мер по профилактике коронавируса, хозяин начал сносить торговые павильоны.
Между тем горожане не хотят видеть на месте рынка еще один торговый центр. Нижегородская Гильдия экскурсоводов и гидов-переводчиков официально обратилась в администрацию города и областное правительство с просьбой помешать строительству.
Ваган Багдасарян является также владельцем «Шахматного дома» на улице Пискунова. Несколько лет памятник архитектуры пустовал и разрушался. Когда реставрация наконец началась, она привела к сносу здания. Хозяин пообещал воссоздать «Дом с авгурами» в прежнем облике. Но некоторое время спустя нижегородцы заметили, что копия значительно отличается от оригинала.