Город летопись Между двумя войнами. Смотрим раритетные фото Нижнего Новгорода (и города Горького)

Между двумя войнами. Смотрим раритетные фото Нижнего Новгорода (и города Горького)

Продолжаем публиковать редкие снимки нашего города

Нижний Новгород в первые годы советской власти

После Октябрьской революции советская власть практически сразу же установилась и в Нижнем Новгороде. В 1919 году Кунавино и Сормово получили статус городов (название «Кунавино» стало постепенно заменяться на более привычное нам «Канавино»), а потом вошли в состав города. Гражданская война сильно ухудшила социально-экономическое состояние города, но жизнь не останавливалась. Появлялись новые заводы, строились дороги и мосты. Публикуем редкие кадры Нижнего Новгорода и города Горького в первые десятилетия советской власти.

Нижегородский политехникум водных путей сообщения имени В. М. Зайцева


Здание речного училища на Большой Печерской появилось еще в 1874 году — тогда оно называлось Кулибинским ремесленным училищем. В 1887 году здесь открылось первое на Волге и во всей России речное училище Министерства путей сообщения. В 1919 году ремесленное и речное училище объединили в Нижегородский техникум водного транспорта имени первого русского механика И. П. Кулибина, а в 1924 году его переименовали в Нижегородский политехникум водных путей сообщения имени В. М. Зайцева. Зайцев был начальником техникума, но после репрессий его имя исчезло из названия учебного заведения. Сейчас это филиал Волжского государственного университета водного транспорта.

Нижегородский политехникум водных путей сообщения им. В. М. Зайцева, 1920–1930

Стадион «Динамо»


Точная дата строительства стадиона «Динамо» рядом с улицей Большой Покровской неизвестна — задокументировано лишь, что команда, представлявшая общество «Динамо» в городе Горьком, была образована не позднее 1936 года. На фото — залитые ледовые дорожки.

Стадион «Динамо», около 1930–1940

Покровка — Свердловка


Большая Покровская после революции была переименована — ее назвали в честь революционера Якова Свердлова, родившегося на этой улице, а в народе бытовало короткое «Свердловка». В 1935 году снесли церковь Покрова Пресвятой Богородицы — она находилась на месте дома, где сейчас расположена Первая Булочная. Большую часть советского периода Свердловка была одной из важных транспортных артерий, пешеходной ее сделали лишь в 1980-е годы.

Демонстрация на Большой Покровской, 1917

Дом учителя, городская общественная библиотека


Дом № 2 по Большой Покровской — единственный дошедший до наших дней крупный нижегородский торговый центр XIX века. Верхнебазарный торговый корпус был построен в 1841–1844 годах, а в 1903–1904 годах часть корпуса реконструировали в стиле модерн под общественную библиотеку. Фасад здания украсили установленные в нишах бюсты известных русских писателей: Льва Толстого, Александра Пушкина и Федора Достоевского. Библиотека находилась в этом здании до 1923 года, а потом в ней открылся Дом учителя.

Здание Дома учителя, бывшая городская общественная библиотека, 1920–1940

Сквер между улицами Полевой и Звездинкой


Сейчас этот уютный, но уже довольно запущенный сквер между Звездинкой и улицей Горького так и не получил никакого официального названия, но нижегородцы часто называют его «сквером Газпрома». В 1920-е годы, судя по фото, особого благоустройства тут не было — лишь перекопанная земля да несколько деревьев.

Сквер между улицами Полевой и Звездинкой, 1926–1932

Острожная площадь


Нижний Новгород стал одним из первых городов в Российской империи, где было открыто движение трамваев, это произошло в 1896 году. Однако революция и гражданская война привели к хозяйственной разрухе, и трамвайное движение, и без того находившееся в упадке, в 1919 году было полностью прекращено. Но в 1923 году его стали восстанавливать: в частности, было открыто движение по Большой и Малой Печерским улицам, Осыпной и Большой Покровской улицам, Новобазарной площади, Полевой улице, Острожной площади и Острожной улице.

Острожная площадь. Ремонт трамвайного пути, 1928–1935

Клуб на углу улиц Славянской и Короленко


В прошлой подборке мы публиковали фото с пересечения Студеной и Славянской улиц, где хорошо видна церковь Трех святителей в знакомых нам очертаниях. Но было время, когда это место выглядело совсем иначе. Храм сначала приспособили под клуб, а потом переоборудовали под жилые помещения и устроили в нём общежитие.

Клуб на углу улиц Славянской и Короленко, 1934

Площадь 1 Мая


Площадь Горького до того, как получить знакомое нам название, сменила множество имен. Она была и Арестантской из-за находившегося рядом острога, и Полевой в честь отходившей от нее улицы, и Сенной — за торговлю сеном, и Новобазарной, и Средной — из-за работавших здесь рынков… Ну а в первые годы советской власти площадь была переименована в честь 1 Мая. И в те времена здесь проходили трамвайные пути — непривычно, правда?

Площадь 1 Мая, 1927–1928

Борский мост (железнодорожный)


Первым мостом, перекинувшимся через Волгу возле Нижнего Новгорода, стал железнодорожный. Его начали строить в 1932 году, а открыли в 1935 году. Мост связал центр и запад страны с Уралом, Сибирью и Дальним Востоком. А 30 лет спустя построили дополнительно совмещенный двухъярусный железнодорожно-автомобильный мост.

Строительство железнодорожного моста через Волгу, 1933

Автомобильный завод


Завод был основан в 1932 году как Нижегородский автомобильный завод имени Молотова, а с 1933 года был переименован в Горьковский автомобильный завод. На фото — вероятнее всего, конец зимы 1932 года. Сборку грузовиков на заводе начали в январе, а товарная площадка располагалась напротив главной проходной за Ленинским проспектом.

Продукция автозавода, 1932

Клуб имени Кринова («Созвездие»)


Петр Кринов был одним из основателей партийной организации на заводе Siemens & Halske (нынешний «Нител»). Он не только занимался большевистской пропагандой, но и решал вопросы снабжения, а также работал в культпросветкомиссии. В 1927 году заводчане на собственные деньги построили клуб и назвали его в честь Кринова. Это имя клуб носил в течение 75 лет, а сейчас приокчане знают его как центр развития творчества детей и юношества «Созвездие».

Клуб имени П. П. Кринова, 1930–1940

Сормовский парк


Сормовский парк культуры и отдыха имени товарища Жданова был заложен в 1933 году, а открыт в 1935 году. Там размещались павильоны, беседки, читальня, эстрада, танцевальная площадка, зеленый театр, розарий, детский и спортивный городки, пляж, пневматический тир, аттракционы, комната смеха, несколько фонтанов и скульптур.

Сормовский парк, 1935–1936

Пушная набережная


Пушная набережная — где это? А это бульвар Мира — такое название он носил раньше. И именно там, кстати, находилась электростанция, построенная для снабжения электричеством Нижегородской ярмарки. Но на фото не она, а павильоны Госторга — организации, занимавшейся внешней торговлей в первые годы советской власти.

Павильоны Госторга на Пушной набережной, около 1926 года

Бразильский пассаж


В 1887 году на Нижегородской ярмарке был построен так называемый благотворительный пассаж — арендная плата, взимаемая здесь с купцов, шла целенаправленно «в пользу нижегородских детских приютов для обеспечения их верным доходом». Этот пассаж также называли Бразильским — потому что здесь одно время проходила выставка бразильских сортов кофе. В годы НЭПа в ярмарку пытались снова вдохнуть жизнь и, в частности, восстановили разрушенный к тому времени Бразильский пассаж.

Бразильский пассаж на ярмарке, 1922–1930

Ярмарка


А вот и еще одно фото Ярмарки в то самое время, когда она, казалось бы, обрела второе дыхание. В 1920-е годы территория перед Ярмаркой выглядела очень даже благоустроенной. Но значение ежегодного торга в Москве ставили под сомнение, и в связи со свертыванием рыночных отношений в СССР она была закрыта в 1930 году на долгие 60 лет.

Ярмарка. Главный Дом. Сквер у Главного Дома, 1925

Мост имени Пахомова


Вряд ли многие нижегородцы ответят с ходу на вопрос, где у нас такой мост. А это — известный всем Канавинский. Мост через Оку был мечтой многих поколений горожан — до его постройки более века использовался плашкоутный мост, который разбирали на зиму и который уже никак не справлялся с транспортным потоком в городе. Подготовительные земляные работы начались в 1929 году. На остров Гребневские пески проложили железнодорожную линию, служившую для доставки элементов моста и временных опор. А в 1933 году мост сдали в эксплуатацию. Назвали его в честь председателя Нижкрайисполкома. После того как Пахомов был репрессирован, мост стали называть Окским, а с середины 1960-х годов он обрел современное название.

Строительство моста через Оку, 30 октября 1932 года

Окская набережная


Продолжаем прогуливаться по довоенному Канавину — и на этот раз перед нами предстает Окская набережная. Вдали виднеется собор Александра Невского, где уже начали к тому времени разбирать шатры. Вообще по проекту реконструкции бывшей ярмарочной территории здание подлежало сносу — на его месте планировали построить маяк с памятником Ленину. Однако этот проект не был осуществлен.

Окская набережная, 1937

Напомним, ранее мы публиковали подборку самых старинных фотографий Нижнего Новгорода, сделанных в период до 1900 года, а также кадры города начала XX века — до революции.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Им без разницы, откуда прыгать»: ветеринар — о выпадении кошек из окон и стоимости их лечения
Алена Ситникова
Ветеринарный фельдшер
Мнение
Что будет, если год не есть сахар? Сибирячка рассказала, чем питается и как сильно похудел ее муж
Полина Бородкина
Корреспондент NGS24.RU
Мнение
«Можешь купить пистолет, так, между делом». Россиянка дважды съездила пожить в Америку — плюсы и минусы
Зоя Неджефова
Мнение
«Мы тоже люди»: сотрудница пункта выдачи — о штрафах за отзывы, неадекватных клиентах и рейтингах
Анонимное мнение
Мнение
«Я же не в ФСБ устраиваюсь». Нижегородка честно рассказала о самом странном собеседовании в жизни — в «Золотое яблоко»
Анонимное мнение
Рекомендуем
Знакомства
Объявления