Жители дома на Республиканской не хотят покидать свой старенький дощатый дом. Среди них основная часть — пенсионеры. Они находят множество абсурдных несоответствий в документах экспертизы, на которые чиновники закрывают глаза. Чтобы разобраться в запутанной ситуации с подлогами и страхом потерять жилье, журналисты NN.RU посетили старый дом.
Наследие от пароходства под снос
Серые дощатые окна, широкие белые рамы, кирпичные дымоходы. Двухэтажному дому 20б на улице Республиканской 64 года. Первые его жильцы — рабочие ВОРПа (Волжского объединенного речного пароходства), которым предприятие предоставило в далекие советские годы двухкомнатные и трехкомнатные квартиры. Сейчас здесь живут их дети и внуки.
— Дом, конечно, старый, но мы и этому рады. В администрации сказали, что нас собираются выселять в еще худшие дома, — рассказывает Людмила, низенькая пенсионерка в сером берете. Свою квартиру в доме она получила от мамы.
Живут в доме в основном пенсионеры. Покидать родные стены они не собираются, вопреки планам администрации района на расселение.
— У нас началось всё с того, что какая-то тетка очень долго ходила по домам и уговаривала подписать заявление о признании дома аварийным. В других домах не подписали, у нас подписали, — рассказывает дочь Ирина Светова (имя изменено. — Прим. ред.).
Было это шесть лет назад. Сбором подписей занималась риелтор Татьяна Якушкина. Делала она это, как сама призналась NN.RU, по просьбе застройщика «Госстрой НН». Вероятно, считают жильцы, на месте их дома планировалось возвести многоэтажку, но планы так и не состоялись. Сейчас компания по договоренности с горадминистрацией собирается строить крупный ЖК в Советском районе на месте десятков ветхих домов.
ООО «Госстрой НН» было создано в 1998 году Сергеем Головановым. Сейчас он — председатель общественной организации «Реставрация объектов культурного наследия». В компании с уставным капиталом в почти 2 миллиона рублей работают 2 человека. Информация о выручке за последние несколько лет в открытых источниках отсутствует, убыток составил 244 тысячи рублей.
Риелтор уговорила поставить свою подпись некого Ю. Цюрпита. Как утверждают жильцы, мужчину в этот дом «выселила» собственная семья, уставшая от его пьянства. Самого Цюрпиты давно уже нет в живых. После получения подписи «Архитектурно-проектная мастерская № 1» подготовила обследование и вынесла вердикт: дом «находится в аварийном состоянии, подлежит расселению и сносу». Такие выводы жильцов сильно удивили.
ООО «Архитектурно-проектная мастерская № 1» было зарегистрировано в далеком 1993 году Валерием Алтуховым, выпускником Горьковского инженерно-строительного института (сейчас ННГАСУ). В 2020 году компания перешла во владение его сыну Антону Алтухину. В компании работают всего три человека. На конец 2021 года выручка фирмы составила 600 тысяч рублей, убыток — 457 тысяч рублей.
«У нас нет таких квартир в доме»
У Ирины Световой в руках стопка листов. Это результаты обследования дома. Женщина показывает на бледное черно-белое фото с трещиной и читает подписи.
— «Щель между подшивкой потолка и стеной». У нас нет таких квартир в доме. «Выпучивание прогиба стен». Я все квартиры обегала в доме, не нашла такого, — возмущается она.
В документе много других несоответствий. Например, строчка о «сильном разрушении стен подвала, являющимся фундаментом», хотя никакого подвала в доме нет. А на фото с разрушающимся дымоходом запечатлен фрагмент не их, а соседнего здания.
Эти бумаги администрация района показала жильцам лишь спустя четыре года после признания дома аварийным. За пару лет до этого Светова смогла пообщаться с экс-директором мастерской, которая якобы обследовала дом. Тогда им был 70-летний Валерий Алтухин (сейчас компания принадлежит его сыну).
— Я нашла телефон [директора], позвонила. Говорю, нам бы признать дом аварийным. Он: «Давайте, скидывайте адрес. Признаем, какие проблемы». А как же обследование? «Да вам это зачем надо? Во-первых, это всё очень дорого стоит, если проводить все эти замеры, балки все эти несущие, конструкции, это всё очень дорого». Тогда у меня нервы уже не выдержали. Я говорю: «А с какого хрена ты наш дом признал аварийным?»
Экс-директор, со слов Световой, растерялся, но начал утверждать, что их дом ветхий и долго не протянет.
«А жить-то где, в сарае?»
После получения уведомления о сносе Светова отправилась в районную администрацию. Чиновники попытались успокоить обещанием о компенсации.
— А с чего нам компенсация, говорю? Нам жить-то где, в сарае? Сколько вы нам за «трешку»? Два миллиона дадите? — воспроизводит диалог с представителем власти женщина.
В администрации ей предложили пойти в суд, попробовать выбить дополнительно полмиллиона. Другой вариант — дожидаться получения квартир.
— Но предупредили, чтобы мы забыли о районе в верхней части города. Квартиры будут старые, в Сормово или Новинках. У администрации нет денег на лучшие варианты, — говорит Светова.
«Такое ощущение, что у нас в администрации идиоты сидят»
Жильцы пытаются достучаться до городских чиновников уже шестой год, отправляют письма в районную и городскую администрации. Согласно порталу «Реформа ЖКХ», снести их дом планировали еще в 2018 году. Сейчас сроки сдвинуты. Расселить всех собираются до осени 2025 года.
— Такое ощущение, что у нас в администрациях сидят идиоты. Ну вы почитайте хотя бы, что вы нам пишете, — возмущается Людмила.
В 2017 году из нижегородского правительства под подписью экс-замгубернатора Александра Байера пришел ответ. В нем утверждалось, что аварийным дом признала комиссия, в которую входили члены Госжилинспекции. И далее: «Оснований не доверять результатам проведенного специализированной организацией технического обследования строительных конструкций многоквартирного дома, а также изложенным в заключении выводам нет».
— Нам говорили, что мы можем подать в суд на комиссию. Но это бесполезно. Но мы не собираемся подавать на комиссию. На повторную экспертизу у нас просто нет денег. В доме одни пенсионеры живут, — говорит Светова.
Сейчас дозвониться до мастерской невозможно. Все ее телефоны из открытых источников заблокированы. А отыскать офис фирмы по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не удалось.
Корреспондент NN.RU отправил запрос в мэрию для разъяснений. В ответе подтверждался факт признания дома на Республиканской аварийным межведомственной комиссией.
— Если житель не согласен с постановлением администрации города Нижнего Новгорода, он может обжаловать данное решение в судебном порядке, — сообщили в администрации Нижнего Новгорода.
Несколько недель назад жильцы отправили обращение в областную прокуратуру. Им обещали разобраться в нестыковках. Жители ждут ответа.