Через два года нижегородцев ждут заметные перемены. Власти обещают решить транспортные проблемы, привлечь айтишников в регион и превратить Нижний в цифровую столицу. Многие из проектов планируют реализовать в 2025 году. Разбираемся, как они преобразят город.
Метро до Сенной
Наконец-то будет продлена Автозаводская ветка метро. Она соединит площадь Горького с Сенной. Работы стартовали осенью 2022 года на четырех площадках: улице Горького, площади Свободы, около гостиницы Hampton на пересечении с улицей Ковалихинской и рядом с автостанцией «Сенная».
Новую линию прокладывает московская компания «Моспроект-3», учредителем которой является депстрой столицы. С ней заключен контракт на 35,5 млрд рублей. Эта же фирма будут строить в Нижнем станцию метро «Сормовская». По итогу на верхушке появятся две станции: «Площадь Свободы» и «Сенная». Их обещают открыть для пассажиров до конца 2025 года. «Сормовская» станет доступна для нижегородцев годом позже.
За счет новой линии хотят повысить окупаемость нижегородской подземки, которая долгое время работает в убыток. Кроме того, региональные власти считают, что метро даст импульс к развитию территории в районе Сенной площади. В частности, обсуждается проект строительства правительственного квартала за 25 млрд рублей. В него могут переехать чиновники из кремля.
Еще один мост через Оку
Покончить с пробками на проспекте Гагарина правительство региона хочет за счет строительства новой дороги. Она соединит Анкудиновское шоссе с улицей Ларина. Когда появится дублер, неизвестно, однако, по имеющимся сведениям, на одном из этапов его строительства возведут мост через Оку. Это должно произойти к 2025 году. Мост уже отмечен на новой транспортной схеме.
Переправа соединит Автозавод с Богородской трассой. Его строительством займется питерская компания «Гипростроймост — Санкт-Петербург». Именно она строила Крымский мост и Золотой мост во Владивостоке. В 2021 году с ней был заключен контракт на 162 млн рублей на инженерные изыскания. Как писал портал GiperNN.ru, на начало 2023 года проект всё еще находился на стадии исполнения. Тем не менее замгубернатора Сергей Морозов заявил, что строить мост начнут уже в этом году.
Новая канатная дорога
В 2025 году, со слов губернатора, добраться до парка «Швейцария» от станции метро «Заречная» нижегородцы смогут всего за 15 минут. Всё благодаря строительству новой канатной дороги. Она свяжет проспекты Ленина и Гагарина. У канатки будет три станции: около метро «Заречная», в конце Заречного бульвара и около торгового центра «Океанис».
Проектом занимается московская компания «Урбантех», которая ранее разрабатывала системы по управлению транспортным движением в Нижегородской и Махачкалинской областях. Москвичи построят канатку по концессии. В нее они готовы вложить более 4,3 млрд рублей.
Кремниевая долина в сердце Нижнего
Для выращивания новых кадров в Нижнем планируют открыть огромный IТ-кампус мирового уровня. Он будет состоять из двух кластеров: учебного и жилого. Первый будет называться «Неймарк» — в честь советского математика. Его возведут на пустыре у метромоста. В аудиториях и амфитеатрах будут обучать будущих айтишников. Рядом разместят IТ-квартал с конференц-залом на 1500 мест, музеем, библиотекой, коворкингом и помещениями для разработчиков. Кластер будет рассчитан на 7 тысяч студентов.
Во втором кластере будут жить студенты и преподаватели. Один комплекс возведут в районе улицы Большие Овраги. Другой — на территории ННГУ им. Лобачевского на проспекте Гагарина. Подрядчик на строительство общежитий уже выбран. Им стала московская компания «Монотек Строй». До этого она построила Дворец водных видов спорта «Лужники», корпус медицинского кластера в «Сколково», Мемориальную мечеть в Москве.
У проекта есть еще один подрядчик. В прошлом году нижегородское правительство заключило концессию с собственной компанией «Развитие инновационных проектов» по строительству кампуса на улице Шевченко и у студгородка ННГУ. Фирма была образована в феврале 2022 года, до этого в крупных проектах не участвовала.
Всего на проектирование и возведение кампуса потратят 41 млрд рублей. Построить кампус планируют к концу 2025 года.
Новая транспортная схема и трамваи
К 2025 году завершится внедрение новой транспортной схемы. В прошлом году ее запустили в Нижнем Новгороде, чтобы сократить дублирующие маршруты и сделать пересадки удобными и бесплатными. Через пару лет в городе собираются сократить число маршрутов до ста: оставят 70 автобусов, 17 троллейбусов и 13 трамваев.
Новую схему разработала питерская компания «Институт Стройпроект». Она же проектировала развязку у деревни Ольгино на выезде из Нижнего Новгорода. С питерцами был заключен контракт на 74,2 млн рублей.
Созданием проекта внедрения схемы занялся татарстанский Национальный центр информатизации. Начальная цена контракта на эти работы составляла 117,5 миллиона рублей. НЦИ предложил на аукционе выполнить их всего за одну копейку.
Параллельно с введением новой транспортной схемы в Нижнем улучшают электротранспорт. До конца 2026 года власти собираются закупить 170 новых трамваев и заменить 149,3 км путей. На улучшение инфраструктуры потратят 50,4 млрд рублей по концессии. Скорость трамваев после масштабной модернизации должна увеличиться на 45%, а сами вагоны будут курсировать плавнее. Производство новых трамваев запустили на российско-белорусском предприятии «Нижэкотранс», которое построили в 60 км от Нижнего в городе Ворсма.
А как вам кажется, все ли проекты будут исполнены
в срок и преобразят город к лучшему?